Конструирование в жизни ребенка

Богданова Ю.А., воспитатель логопедической группы ГБДОУ № 47

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивная деятельность позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивает логическое, образное мышление, любознательность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.  

Конструктивная деятельность очень важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

Игры с конструктором полезны всем: и совсем маленьким детям, и школьникам.  Самым первым конструктором в жизни ребенка являются обычные кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубика.  Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 – 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами).

Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктора, после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3-5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми, поэтому дополнительно к набору строительных деталей подберите игрушки, соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то ему будет гораздо интересней.

Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести    деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно.

К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции: города, сказочные королевства и т.д.  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

Занимайтесь конструированием вместе с ребёнком, так вы будете видеть и понимать, когда ваш ребёнок готов освоить более сложный вид конструктора.

Главная ваша задача в конструктивной игре с детьми – поддерживать оригинальность мысли ребёнка, вовремя похвалить за что-то интересное.

Желаю вам успехов в создании совместных построек с детьми!