Итоги проекта «Народная тряпичная  кукла как средство приобщения к народной культуре»

Мишина Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Модестова Е. Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 28

С чего начинается девочка?
                   С мамы и с бабушки старенькой,
          С песенки доброй и сказочки,
          С куклы-мотанки маленькой.

Её смастерили из тряпочек,
                      С исподней рубахи поношенной.
Она получилась махонькой,
Но до чего ж хорошенькой.

Татьяна Кирюшатова

О важности приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к  культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Народная культура – это сплав, в котором собрано все, что характеризует русского человека, будь то праздники и обряды, домоводство и образ жизни, устное народное творчество и народные игры, декоративно-прикладное искусство, то есть весь круг земного бытия русского человека.

Почему же мы выбрали именно куклу как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла первая игрушка, поэтому она близка и понятна детям. Рукотворная тряпичная куклачасть народной традиции, участвуя в ее изготовлении, ребенок знакомится с культурой и народными промыслами, дающими ему возможность чувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей народную тряпичную куклу.

Так почему же русская народная кукла оказалась жизненно стойкой и в наше время, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами?

Ценность народных кукол в том, что в них живет память народа. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки, или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Кукла, известная с глубокой древности, остается вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла – неизменный спутник человека. Кукла не рождается сама – создает ее человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты созидающего ее народа. Простоватые на первый взгляд традиционные русские куклы очень разнообразны по форме и декоративному исполнению.

В какие куклы играли на Руси? В скрученные из травы и соломы, смотанные из тряпочек. Сядут девочки у печки, достанут своих куколок, и пойдет у них игра: настоящий кукольный праздник, а то и свадьба с женихом, с невестою, с девицами-подружками, с куклами-добрыми молодцами. А были в русской избе и другие куклы – обережные. Их детушкам в руки не давали, порою вовсе от людских глаз прятали. Делались эти куколки в определенное время и призваны были оберегать хозяев дома от болезней, от голода, от бед и несчастий, помогать в повседневном труде, в рукоделиях.

По большим праздникам делались куклы обрядовые. Одна из них до наших дней дошла – Масленица.

Игровые, обрядовые, обережные… У каждой своя история.

Наиболее  распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы. Такая кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она несла в себе тепло и добро.

Как правило, тряпичную куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. Куклу –  обязательно делали безликой, чтобы не поселилась в ней недобрая душа и не навредила хозяину куклы. Нет у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья.

К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли делать себе игрушку. Кукол наряжали по-разному. Старались выдержать основные части костюма: рубаха, юбка (сарафан), платок, передник, пояс или отдельные элементы.

Игра в куклы и сейчас актуальна, поскольку, играя в них, ребенок познаёт мир и себя, учится вести хозяйство, обретает образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Кукла не просто игрушка, она является знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

Реализация  проекта «Возвращение к истокам. Народная тряпичная  кукла как средство приобщения к народной культуре» осуществлялась:

  • через изучение методической литературы, литературы о народных тряпичных куклах, подбор иллюстраций, плакатов о народных куклах;
  • цикл познавательных занятий и бесед, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения народной куклы, видами кукол (обереговые и игровые куклы, куклы, символизирующие месяц), а также через знакомство  с технологиями изготовления кукол;
  • игровые образовательные ситуации как формами эффективной непрерывной образовательной деятельности детей;
  • через творческие  мастерские (выставка творческих работ «Игрушки моей бабушки», «Кукла моей мечты»);
  • мастерские-студии как формой организации совместной творческой продуктивной деятельности, направленной на развитие ручной умелости;
  • обыгрывание кукол, включение в игровую деятельность (создание игровых мотиваций, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик, погружение  детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт).

Наблюдения за игровой деятельностью показали, что у детей возникла установка на придумывание новой  интересной игры. Традиционные сюжеты, развертываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии. Дети получили от игр большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

Хорошим дополнением к беседам об истории создания народных тряпичных кукол и чтению произведений художественной литературы стало рассматривание картин и иллюстраций, где четко прослеживается быт наших предков. Они помогали детям оживить образы, узнать о новых событиях, поразмышлять об изображенных ситуациях и, самое главное, придумать диалоги  героев.

Также в ходе проекта  осуществлялось:

  •  взаимодействие с родителями воспитанников (выставка семейных работ «Игрушка своими руками»);
  • обогащение развивающей среды группы (оформление альбома «Народная кукла», подбор художественной литературы (Кирюшатова Татьяна «Кукольные чудеса», «Кукла в помощь!: Советы деда-кукловеда», оформление уголка «Сделай сам»);
  • оформление информационно-методического материала «Все о народной кукле».

Заключительным этапом реализации проекта стало открытие мини-музея «Народная тряпичная кукла». Все экспонаты  музея были созданы  руками родителей воспитанников и детьми из разных материалов (ткань, нитки, пряжа). По мере надобности экспонаты  музея постоянно пополняются.

Анализируя результаты реализуемого проекта, можно сформулировать следующие выводы – проект значим для всех его участников: дети старшего дошкольного возраста познакомились  с историей возникновения народной куклы  и видами кукол, с   технологией  изготовления традиционной народной куклы с использованием старинных техник;  у детей сформированы элементарные умения и практические навыки работы с текстильными материалами, сформированы умения грамотного подбора цветовой гаммы материалов для изготовления народных кукол.  

Все это содействует развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, воспитанию интереса и любви к  традициям и обычаям  наших предков.

Таким образом, реализуемый проект, где народная кукла является связующим звеном между поколениями, объединяющим предков с потомками, и в котором ребенок является участником от зарождения идеи до стремления к самостоятельному творчеству,  отвечает потребностям ребенка  и предоставляет возможности для творческого самовыражения.

Воспитание детей в духе русской культурной традиции – не только средство инициирования личности для духовного и интеллектуального развития. Это попытка реализовать в современных условиях те традиционные ценности русского народа, благодаря которым  он стал великим.

Список литературы

  1. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций: Метод. пособие. В 2 ч. Ч.1/Авт. – сост. О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева. – М.: ТЦ Сфера, 2019
  2. Бойчук И.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018.
  3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – Культура и традиции, 2007.
  4. Кирюшатова Татьяна Кукольные чудеса.- Москва: Алтей, 2021
  5. Кирюшатова Татьяна Кукла в помощь!: Советы деда-кукловеда.- Издательство Антология, 2019.
  6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
  7. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.
  8. Ткаченко Н.Н. В калейдоскопе русского народного искусства: тряпичная кукла. Культура в современном мире № 1- 2010