Арт-терапевтические методики коррекции эмоционального неблагополучия детей

Чистова З.В., воспитатель ГБДОУ № 29 

Работая в ДОУ, я часто сталкиваюсь с такой проблемой, как неэффективность занятий – положительный результат может не закрепиться надолго, так как при решении какой-то одной проблемы ребенка остальные остаются “за бортом”. Причина этому – применяемые методики не предполагали системного воздействия на личность.

Программа коррекции эмоционального неблагополучия детей средствами арт-терапии – инструмент, позволяющий воздействовать на все сферы личности ребенка в целом. Она разработана в рамках эмоционально-рефлексивного подхода с использованием изобразительно-выразительных средств живописи, пластики, графики, аппликации.

Такая работа эффективна  для детей старше 3 лет.

Цель: обучение детей овладению художественно-символическими средствами выражения эмоциональных состояний, настроений, переживаний, личностного мироощущения и отношения к изображаемому.

Задачи:

  1. Формирование авторской позиции.
  2. Овладение языковыми средствами создания художественного выразительного образа в беспредметной живописи.
  3. Овладение символической формой опосредствования передачи собственных эмоциональных переживаний через символику цветовых отношений.
  4. Знакомство с собственными эмоциями.

На этих занятиях дети сначала учатся замещать цветовыми пятнами и линиями реальные предметы, например, “Ветки за окном” и “Цветущий луг”, затем передавать контрастные состояния природы и нюансы – “Летний день и зимняя ночь”, “Весенняя гроза и летняя жара”, “Вихрь и буря”. Постепенно идет переход к более сложным и эмоционально насыщенным темам: “Тихая и громкая музыка”, “Грустный и веселый день”, “В тишине появляется звук”, “Царство лесного царя”. Завершается этот цикл занятиями, на которых ребенок передает свое отношение к символическим героям: “Айболит и Бармалей”, “Кощей Бессмертный и Василиса Прекрасная”.

Коррекция эмоционального неблагополучия достигается индивидуальным выбором тем. Например, детям с высокой импульсивностью, неспособностью контролировать собственные эмоции, “спутанностью” эмоционального мира необходимо больше давать тем, связанных с водой (“Теплый и холодный дождь”, “Лягушки пруд замутили” и т. д.) Это способствует как физическому расслаблению, снижению возможного гипертонуса, так и психологическому освобождению от тревоги, следствием которой часто является неуправляемое поведения.

Детям старшего дошкольного возраста я предлагаю художественную аппликацию и коллаж.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей; обогащение личностного развития. Эта методика применяется при наличии у ребенка проблем коммуникации и проблем, связанных с отсутствием способности к установлению контакта с “социальным” взрослым (воспитателем, руководителем кружка, врачом). Занятия аппликацией помогают пассивным детям проявить инициативу, неуверенным в себе, с низкой самооценкой – увидеть хороший результат своей работы и поверить в себя. Агрессивным детям длительная работа с ножницами помогает снять напряжение.

На первых этапах работы детям предлагаются темы, не требующие большой трудоемкости, и позволяющие получить быстрый и положительный результат, например “Всё, что нравится”, “Любимая игрушка”, “Любимое домашнее животное”. В процессе работы возрастают сложность и эмоциональная нагрузка тем.

Методика включает три основных блока и пять специальных разделов:

1-ый блок преимущественно ориентирован на развитие символической формы опосредствования. От детей не требуется предметного изображения, достаточно передать общий эмоциональный настрой изображаемого с помощью средств аппликации. Примерные темы: “Холодный снег и теплый дождь”, “Грустный и радостный день”, “Плохое и хорошее настроение”.

2-ой блок направлен на развитие модельной формы опосредствования. На этом этапе основной акцент ставится на изображение предмета. Решающее значение приобретает соотнесение внешних свойств объектов изображения со свойствами используемого материала (цветом, формой и размером деталей и т. д.)

3-ий блок совмещает в себе задания на “модель” и “художественно-выразительный символ”. На этом этапе постепенно вводится самостоятельное вырезание ножницами и составление эскиза будущей работы. Примерные темы занятий: “Ветка на северном и южном ветру”, “Избушка бабы Яги и домик Феи”, “Золотая рыбка”, “Грустная и веселая волна”, “Храброе и трусливое облако”.

Раздел А. Волны и облака

Работа направлена на передачу своего личностного эмоционального отношения к каким-либо понятиям или явлениям средствами аппликации, а именно с помощью изображения предмета с неопределенной структурой. Вырезая волну или облако определенного характера, ребенок полностью отдается своим чувствам и эмоциям, а его рука свободно движется по листу бумаги, выражая эти эмоции.

Раздел Б. Коллаж

Основной целью этих занятий является развитие умения создавать новые образы путем синтеза готовых предметов и (или) их элементов. Примерные темы занятий: “Несуществующее животное”, “Я в городе будущего”.

Раздел С. “Дизайн-студия”

Детям предлагается роль модельера-дизайнера, который предварительно конструирует на бумаге (составляет эскиз), а потом выполняет из цветной бумаги модели одежды. В процессе этой работы детям необходимо не только моделировать предметы одежды, но и соотносить их с размерами моделей. Примерные темы занятий: “Вечерние наряды”, “Одежда инопланетян”, “Карнавальные костюмы”, “Коллекция будущего”.

Раздел Д. Создание композиции

На этом этапе дети учатся создавать композицию, которая, отвечая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. Примерные темы занятий: “Иллюстрации к сказке “Три поросенка”, “Иллюстрации к любимому произведению”.

Раздел Е. Создание рекламы

Аппликации обязательно предшествует эскиз, а по окончании работы придумывается рекламная строка. В процессе таких занятий у детей развивается умение не только создавать уникальный неординарный образ, причем в условиях конкуренции, но и способность предложить свое творение окружающим, доказав что оно лучшее; умение отстаивать свое авторское право и свои интересы.

Примерные темы аппликаций: “Реклама волшебной палочки”, “Реклама метлы для Бабы Яги”.

Выразительная пластика»

Цель: развитие у детей умения передавать свои чувства, эмоции посредством скульптуры.

Это специально организованная творческая работа с пластическим материалом – глиной или пластилином. Из бесформенной пластической массы дети создают скульптурный художественно-выразительный образ, например: “Ласковая кошка”, “Веселый снеговик” или “Музыкант, играющий громкую музыку”.

Особенно полезны занятия выразительной пластикой детям с отсутствием точных координаций, недоразвитием тонкой моторики, чрезмерной напряженностью взаимодействия, сниженным настроением или, наоборот, с выраженной агрессией. Уникальные свойства пластической массы начинают “работать” в первые минуты прикосновения к пластилину, он как бы “вбирает” накопившиеся напряжение, тревогу, негативные эмоции. Активное разминание упругого пластилина на первоначальном этапе создания скульптуры, требующее вложения немалых физических и волевых усилий ребенка, органично расслабляет мышечное напряжение, тем самым значительно облегчая выход отрицательных эмоций и глубинных проблем.

Сюжетная графическая композиция” (для детей старшего дошкольного возраста).

Цель: изменение негативного отношения ребенка к “ошибке” и “страху”, избавление его от детских страхов. Занятия начинаются после окончания работы над базовыми темами живописи, когда художникам предлагается перейти к более сложной работе. Критерием “готовности” ребенка к созданию графической композиции  служит сформированная авторская позиция, осознанное избегание стереотипов, адекватное отношение к исправлению неудавшихся работ. Эта методика предполагает рассматривание детьми иллюстраций, которые могут помочь в работе.

Работа дошкольников с графикой начинается с изображения портрета любимого сказочного героя, далее следуют иллюстрации к русским народным сказкам и быличкам.

В старшем дошкольном возрасте графически моделируются достаточно сложные отношения: между реальными объектами – существующими в предметном мире, социальные – складывающиеся в мире людей, или вымышленные – сказочные, былинные отношения художественно-литературных персонажей и даже базовые для человеческой культуры смысловые отношения – между добром и злом, закрепленные за их персонифицированными носителями.

Длительная работа над созданием иллюстрации к любимой сказке с присутствием отрицательных или страшных персонажей создает условия для освоения ребенком существующих в культуре способов опосредствованного поведения при переживании страха, выработке и использованию собственных средств изменения поведения в ситуациях с возможным неуспехом. Овладение модельными (как нарисуешь) и символическими (что нарисуешь) средствами выражения своего отношения к “страшному предмету”, помогает изменить отношение ребенка к собственному страху и ошибкам. Принятие их как условие необходимости дальнейшей работы  является важнейшим шагом к повышению личностной готовности к школьному обучению.

Внимание

Использование представленных методик дает возможность детям более продуктивно и осознанно выражать свое понимание “страшного”, обобщать собственный опыт эмоциональных переживаний и адекватно изменять поведение в пугающих ситуациях. У ребенка повышается “относительная успешность”, что обусловлено изменением его отношения к “ошибке” и развитием способности принимать собственный неуспех как средство и этап достижения желаемого результата.