Туваева И.В., воспитатель ГБДОУ №12
Путешествие на машине – прекрасная альтернатива поездке на поезде или самолете: есть возможность остановиться в любом живописном месте, отдохнуть, осмотреть достопримечательности. Но путешествие с детьми отличается от поездки взрослых: нужно подумать о безопасности, организовать остановки, питание в пути.
Ознакомьтесь с несколькими советами, чтобы поездка прошла благополучно.
Подготовьте машину к путешествию.
- Обязательно установите по всем правилам детское автокресло (оно должно соответствовать возрасту ребёнка). Во время движения дети любого возраста должны быть пристегнуты! Инструкция, объясняющая, как это сделать правильно, всегда размещена на автокресле.
Никогда не оставляйте детей одних в припаркованном автомобиле!
Держите все самое необходимое в салоне автомобиля.
- Намного удобнее и быстрее найти нужное лекарство, если аптечка лежит в сумке в салоне, а не в багажнике среди остальных вещей. В пути и даже просто в салоне автомобиля бывает всякое. Будьте готовы к разным неожиданностям!
- Игрушки, книги, перекус, воду тоже положите рядом. Так будет удобнее передать ребенку все, что он просит, не отвлекаясь от дороги.
- Обязательно возьмите влажные салфетки, чтобы протереть руки перед едой, если нет возможности их вымыть с мылом.
Отложите езду без остановок до того момента, когда ваш ребёнок вырастет.
- Делайте остановки каждые 2 часа. Во время остановки дайте ребенку возможность подвигаться, сделайте вместе зарядку.
Всегда берите с собой полезные закуски.
Обеспечьте комфортную температуру воздуха в салоне автомобиля.
Путешествие на машине – это отлично. И так хочется, чтобы было оно неутомительным и интересным с самого начала — как только сели в автомобиль. Но — дети начинают скучать, капризничать. Взрослые, когда им нечего делать, легко могут развлечься, погрузившись в свой внутренний мир. Мы размышляем, раздумываем, ведём сами с собой диалоги… У детворы свой собственный внутренний мир пока ещё не сформировался, у них есть только внешний — тот, что вокруг них.
Совет: начинать играть следует до того, как ребёнок заскучает и закапризничает. Если он разбушуется — будет трудней успокоить.
Первое, что стоит сделать — это проинформировать ребёнка, сколько времени вы проведёте в пути. Это его настроит на определённое ожидание. Но так как дошколята и даже младшеклассники плохо ориентируются во времени, желательно не просто сказать, что ехать столько-то, а наглядно показать расстояние. Например, на корешке книги. Если низ корешка — это точка, откуда вы выехали, а верх — место назначения, то становится легко показать, где именно вы сейчас находитесь и сколько ещё осталось.
Совет: если дорога дальняя — обязательно покажите, когда намечается остановка. Предвкушение скорого “освобождения” поможет ребёнку спокойнее перенести неподвижное сидение в кресле.
Во время движения машины не разрешайте детям играть с остроконечными предметами, чтобы они не поранились в случае внезапной остановки. Берите с собой мягкие игрушки, диски с любимой музыкой или сказками.
Играйте в пути в игры, требующие фокусировки внимания ребенка на отдаленных предметах: во время путешествия можно разглядывать рекламные стенды, здания или пейзажи, проезжающие мимо машины и автобусы.
Мимоходом и ненавязчиво обращайте внимание на дома, постройки. Размышляйте вслух о том, кто там живёт, где люди работают, чем занимаются. Даже самые маленькие могут соревноваться, кто первый увидит жёлтую машину или кто заметит три трактора. Считать можно водокачки и велосипеды, стада коров, аистов на крыше, здания с колоннами, памятники, светофоры. Главное, чтобы у каждого ребёнка был заранее заготовлен свой листок подсчёта, на котором он будет отмечать, сколько разных интересных объектов встретилось ему на пути. Подобные игры развивают внимание и фантазию детей, учат их развлекать себя и окружающих в любых обстоятельствах.
Смотрим в окно и играем
Для начала можно сыграть в перечисления — просто смотреть в окно и называть по очереди всё подряд, что попадается по дороге. А если ребёнок уже знает буквы — выбирайте любую и называйте те объекты, которые с неё начинаются. Например, “Д” — дорога, деревья, дом. Как вариант (очень нравится детям): называть предметы, начинающиеся с первой буквы собственного имени, фамилии, отчества.
Если ребёнок умеет считать, предложите: “Давай посчитаем, сколько нам попадётся машин красного цвета”. Или вот так: “Ты считаешь машины синего цвета, я — зелёного. Каких встретится больше, тот и победит.”
От мелькающих дорожных объектов можно быстро устать, поэтому через какое-то время стоит перенести внимание на что-то более постоянное. Например, на плывущие облака.
Наблюдение за облаками
Для начала стоит поговорить о том, что там, на небе, — облака или тучи и чем они отличаются друг от друга, как появляются и почему из туч проливается дождь.
Интересно будет понаблюдать, на что облака похожи (отличное упражнение для развития воображения), как они изменяются, превращаясь… во что?
Выберите себе по персональному облаку и начинайте описывать, как оно изменяется: “Мое облако похоже на лодку. Лодка плывёт по небу, словно по морю… вот она догоняет другую, они сливаются и превращаются в…”. Вы можете для примера сами начать рассказывать, а потом передать эстафету ребёнку.
Примерно так же можно изучать любые объекты, часто встречающиеся по дороге. Например, мелькают деревья, все зелёные да зелёные. А если внимательно присмотреться? Удивительно, сколько можно заметить оттенков зелёного! Называйте их по очереди, устройте соревнование: кто больше придумает?
Рисование
Можно поиграть в “Закорючки”. Суть игры очень проста. Ребёнок, не отрывая руки от листа, рисует какую-нибудь закорючку, а вы доводите её до ума — то есть дорисовываете. Причём так, чтобы стало понятно, что это — вещь, предмет, животное, часть тела. Потом меняетесь — вы проводите линию, а дорисовывает её ваш ребёнок.
Для начала изображайте что-либо очень простое — овал, треугольник, сердечко. Если ребенок легко угадывает, рисуйте что-нибудь посложнее — птицу, машину, дом.
Игры в слова
Найди лишнее слово в ряду. Например: колёса, руль, кот, кресло. Лишний здесь “кот”.
Назови одним словом. Скажем: кот, собака, крокодил. Все это — животные.
“Всё наоборот” (игра в антонимы). Вы называете слово, ребенок — антоним: например, весёлый — грустный; широкий — узкий.
Об одном по-разному (игра в синонимы). “Человек идёт” — а как можно сказать по-другому? Правильно: человек передвигается, шагает… А ещё?”
Вспомните какое-то длинное слово и из букв, входящих в него, составляйте другие слова. (Например: зоопарк — парк, рак).
“По цепочке”. Придумываете короткое предложение и по очереди его удлиняете. Прежде чем добавить своё новое слово, необходимо точь-в-точь повторить всё ранее сказанное. Например: “Мы едем” — “Мы едем на море” — “Мы едем на Чёрное море” — “Мы едем на Чёрное море купаться”.
Игры с пальчиками
Если вы едете с малышом, отличная палочка-выручалочка — игры с пальчиками. Впрочем, и для старших детей они могут быть не менее привлекательны.
О мультиках и фильмах
Соблазнительно в дороге включить малышу мультики, фильм — тем, кто постарше. Но не спешите! По крайней мере, не смотрите подолгу, поберегите детские глазки. Картинки, мелькающие перед глазами, завораживают малышей, они могут смотреть и смотреть, а потом… закатывают истерики. Не из вредности, а от усталости, от нервного напряжения, которое накопилось во время длительного просмотра.
Итак, фильмами, телепередачами, мобильными играми не увлекайтесь, пожалуйста.
А вот запастись аудиозаписями (сказками, детскими песенками) — это просто прекрасно. Ведь их можно не только слушать, но ещё и подпевать всем вместе. Получится отличный семейный хор!
Обеспечьте безопасность своей семьи в путешествии. Желаем приятной поездки!