Николаева М.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Сказка не терпит равнодушных. Не исключен индивидуальный подход к тем, кто настойчиво отказывается попробовать себя в творчестве, ссылаясь на отсутствие подобного опыта. Здесь не может быть неуспешных. Любой труд пера повышает профессиональную самооценку, чувство собственного достоинства. В процессе создания творческого замысла на помощь придут сказки из детства, придадут силы, уверенность, заставят основательнее проникнуть в тайны практической психологии и терапии.
Защиринская О.В., доктор психологических наук,
доцент факультета психологии СПБГУ
Я верю, что нет на свете ни одного ребёнка, который бы не любил слушать сказки. В нашей группе существует чудесная традиция – чтение книг. Какие только сказки мы не читали с ребятами в группе! Это были и сказки народов мира, и очень полюбившиеся нам русские народные сказки, и авторские сказки.
Общение с детьми – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. И сказки имеют огромное значение в реализации этой потребности в жизни малыша. Поэтому я с большой ответственностью подхожу к этому процессу. Я считаю, что чтение сказок способствует гармоничному воспитанию ребенка, развитию образного мышления, фантазии, воображения и творческого начала, обогащению внутреннего мира, расширению словарного запаса.
По моему мнению, сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?
Сказка для ребенка — это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Сказки любят все: и взрослые, и дети. Но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого.
За основу возьмем высказывание доктора психологии, директора Санкт-Петербургского Института сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой о том, что «…сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия — это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, и процесс активизации ресурсов, и потенциала личности».
Сказка для ребенка — это не проста вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
В науке сказкотерапия — одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия — это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сказкотерапия — это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и тайны.
По моему мнению, сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ему не только адаптироваться, но и способствует его развитию. В сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений — особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка. Сказкотерапия, безусловно, является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого — через сказку. При работе с ребенком я, как правило, не использую «психологического» языка анализа внешне, но постоянно сохраняю возможность «выхода» в аналитическое пространство для понимания того, что нужно ребенку и как именно ему это можно дать. Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, как нельзя лучше способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях. Сказкотерапия — естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности и справляться с ними. При сказкотерапии даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благотворное влияние на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, необходимое ему в данный момент для решения его проблемы.
В задачи сказкотерапии входит:
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолеть трудности и страх;
- выявление и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
Сказкотерапия обеспечивает:
- развитие творческого (креативного) мышления;
- развитие фантазии и воображения,
- развитие способности к глубокому образному мышлению;
- развитие эмпатии и умение слушать.
Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но он обязательно будет. Малыш, воспринимая сказку, может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своём воображении под руководством сказки представить разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Ребёнок учится сочувствию, становится более внимательным.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Содержание занятий по сказкотерапии направлены на то, чтобы через беседы о духовно-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие рефлексии, оценку детьми своих поступков, поведения воспитать гуманное отношение к миру, окружающим людям, расширить представления о понятиях «добро» и «зло», моральной стороне поступков людей.
Все занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей, развитие осознанного отношение к разным сторонам жизни. Все новые определения и понятия формулируются детьми совместно со взрослыми в процессе анализа проблемных ситуаций, которые мы обнаруживаем в сказках, пословицах, загадках и других художественных произведениях.
Таким образом, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.