1. Модель наставничества в школе-интернате

Молчанова Л. С., учитель ГБОУ школа-интернат № 68

 2023 год был объявлен правительством Годом педагога и наставника.

В рамках Года тема наставничества признана универсальной технологией передачи опыта и знаний, способствующей формированию навыков, компетенций, ценностей через неформальное взаимообогощающее общение профессионала и молодого специалиста, основанное на доверии и партнерстве.

Эта перспективная образовательная технология позволяет начинающему учителю быстрее получить необходимые для работы знания и навыки, чем в процессе самостоятельной деятельности. Почему в современном образовании наставничество приобрело важнейшее значение? Дело в том, что долгое время мы жили в устойчивом, предсказуемом мире, где выпускники школ и ВУЗов знали свою будущую жизнь наперед. Сейчас общество подошло к непростому времени нестабильности. В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Необходимо быстро учиться и переучиваться, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Иногда молодому педагогу просто не хватает времени и ресурсов, чтобы самостоятельно освоить некоторые компетенции. И здесь на помощь приходит наставник.

Не только начинающему педагогу нужен наставник. Старший товарищ, который хотел бы поделиться своими умениями, навыками, в принципе необходим молодому поколению.

Я хочу рассказать об опыте работы по внедрению целевой модели «Наставничество» в нашей школе. Эта работа ведется по нескольким направлениям: «ученик-ученик», «ученик-студент» и «учитель-учитель».

В 2021 году, когда готовилась документация по внедрению целевой модели, стоял вопрос о том, какие направления деятельности выстраивать? Молодых педагогов, которые могли бы сформировать пары «учитель-учитель», на тот момент в школе не было, и руководством школы было принято решение остановиться на модели «ученик-ученик».

Начало любой незнакомой деятельности всегда проходит трудно. Цель была понятна – это организация комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для формирования доброжелательных взаимоотношений наставника и наставляемого в определенных ситуациях для получения ожидаемых результатов. Необходимо было решить несколько задач: организовать наставническую деятельность старшеклассников с учащимися младшей школы, спланировать для учащихся профориентационную работу, открыв путь будущим выпускникам для реализации себя в педагогической деятельности в дальнейшем.

Принимая во внимание контингент учащихся, администрацией школы было выбрано краеведческое направление деятельности наставников старших классов. Это направление прививает у воспитанников любовь и уважение к культурному и историческому наследию города Санкт-Петербурга. А поскольку для многих учащихся Санкт-Петербург не является местом рождения, нами была проведена экскурсия по Петербургу и открытое мероприятие «Знай и люби свой город». Работа по краеведческому направлению продолжается и сегодня.

В 2022 – 2023 годах в модель наставничества школы добавились направления «ученик-студент» и «учитель-учитель». В рамках направления «ученик-студент» мы работаем с выпускниками школы, которые поступили в профессиональные образовательные учреждения. Педагоги подкрепляют эту деятельность мероприятиями, на которых выпускники делятся своими впечатлениями о новых учебных заведениях и ученических коллективах, рассказывают о своем опыте выбора профессии.

В настоящее время в школу приходят молодые специалисты, обладающие достаточным багажом знаний, но, к сожалению, у них нет профессиональных умений, так необходимых в практической деятельности учителя. Именно поэтому они нуждаются в методической помощи учителя-наставника. Начинающему учителю необходима поддержка со стороны педагога-наставника, способного оказать неотложную практическую помощь прямо на рабочем месте и уточнить теоретические знания по предмету, повысить профессиональную компетентность. Педагоги-наставники вместе с молодыми коллегами составляют план совместной работы, разрабатывают мероприятия, планируют взаимопосещения уроков.  Педагог-наставник оказывает помощь молодому специалисту в разработке рабочих программ, в оформлении школьной документации, в организации внеурочной работы, а также адаптации в педагогическом коллективе.

В рамках декады предметных недель начинающие учителя и педагоги-наставники совместно посещают уроки разной предметной направленности, чтобы перенять опыт учителей с большим педагогическим стажем.  На таких уроках молодые получают возможность наблюдать за действиями опытных коллег в схожих педагогических ситуациях, сравнивают свое поведение на уроках с поведением других педагогов, перенимая приёмы воспитательных воздействий.

Для педагога-наставника работа с молодыми специалистами – способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции, возможность передать накопленный опыт через личный контакт и творческое взаимодействие единомышленников разных поколений.