Сокровища песочной страны

Интеграция технологий Су-Джок, фонетической ритмики и кинезологии

 Кирияк И.В., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 12
Волкова Е.Ю., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 12

 Теоретическое обоснование педагогического опыта

  • Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи является быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развития эмоционально-волевой сферы.
  • У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
  • Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
  • Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. И в этом случае методы песочной игротерапии, Су-Джок и кинезиологии обладают мощными ресурсами для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.

Су-Джок терапия – одна из нетрадиционных логопедических технологий («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время.  Су-Джок терапия – это метод лечения с использованием массажа кистей и стоп. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.

Цель использования Су-Джок терапиинормализовать мышечный тонус; скорректировать речевые нарушения.

Задачи:

  • воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;
  • стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

В коррекционно-логопедической работе приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Кинезиология – здоровьесберегающая технология

Кинезиология наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих улучшить работу частей головного мозга, отвечающих за развитие психических процессов, интеллекта и физического здоровья.

 Кинезиологические упражнения способствуют:

  • улучшению мыслительной деятельность;
  • развитию мелкой и крупной моторики;
  • формированию пространственных представлений;
  • развитию скрытых способностей;
  • улучшению памяти, внимания, речи;
  • развитию мышления;
  • облегчению процесса чтения и письма.

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка

Практическая значимость метода:

  • Перенос традиционных логопедических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
  • В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.
  • Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям.
  • Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки.
  • Песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию.
  • Игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.

Игры с песком

  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Примеры коррекционных игр с песком

  • Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры “Волшебный мешочек”).
  • Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
  • Превращать буквы “Л” в “А”, “Ч” в “Т”, “О” в “Я” и т.д.
  • Найти спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.

В своей работе мы объединяем эти прогрессивные методы, что несомненно улучшают показатели коррекционной работы.

Актуальность

Актуальность данной интеграции очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние ранее перечисленных методов. А их комплексное использование дает возможность педагогу на одном задании решить большое количество поставленных задач не перегружая ребенка.

Совершенствование системы коррекционного образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной жизни.

Результативность

Опыт работы показал, что комплексное использование песочной терапии, кинезиологии, Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе педагогов речевых групп  дает положительные результаты. Итоги работы таковы:

  • У детей интенсивно развиваются высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а также речь.
  • Сформированы речевые навыки общения. 
  • Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта».
  • Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии).
  • Дети свободно используют грамматические категории языка.
  • Автоматизированы корригируемые звуки.
  • Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний.
  • У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе.
  • Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.