Что такое регуляторные функции, и зачем их нужно развивать в дошкольном возрасте?

Демидова Т.А., учитель-логопед ГБДОУ № 25

В этой небольшой статье я хотела бы осветить очень важный вопрос: «Что такое регуляторные функции, и почему так важно развивать их у детей?»

Все родители хотят видеть своих детей успевающими учениками, которые без труда овладевают школьной программой, самостоятельно выполняют домашнее задание, умеют не только самостоятельно начать, но и завершить заданную им задачу. Иными словами, все родители желают, чтобы их дети были способны к самостоятельному планированию своей деятельности, были ответственны за свою деятельностью (в данном случае мы говорим об учебной деятельности), осуществляли контроль своей деятельности самостоятельно.

К сожалению, не очень многие дети способны к этому. Почему? Всему виной недостаточность регуляторного компонента психической деятельности. Именно регуляторные функции (по-другому их ещё называют функциями программирования, регуляции и контроля) обеспечивают контроль за чётким и правильным протеканием любой деятельности. Мозговым субстратом произвольной регуляции являются лобные доли.

 Регуляторные функции обеспечивают такие психические процессы, как:

  • построение перспективных планов, целей и задач, а также выбор способов и условий их реализации;
  • планирование или усвоение любой программы, следование программе, упорядочивание и ранжирование этапов, переключение с этапа на этап;
  • контроль за выполнением программы и окончательным результатом;
  • оперативное реагирование на ошибки, своевременная коррекция ошибок;
  • сопоставление желаемого результата с полученным.

При несформированности произвольной регуляции у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:

  • трудности включения в задание (ребёнок медленно включается в работу);
  • трудности построения программы, её упрощения, инертность (повторение программы или её частей) или вовсе потеря программы (например, это может проявляться в неспособности удержания инструкции учителя или частичным выполнением инструкции, когда ребёнок выполняет задание не до конца или делает не то, что нужно);
  • трудности переключения на новое задание, когда после прочтения инструкции ребёнок выполняет задание по аналогии с предыдущим;
  • импульсивность, лёгкая отвлекаемость.

Кроме того, при недостатках регуляторного компонента и устная речь может иметь свои особенности:

  • при ответе на вопрос ребёнок может использовать в своей речи одно- или двухсложные предложения, содержащие слова вопроса;
  • невозможность ребёнка построить развёрнутое высказывание без дополнительных вопросов со стороны взрослого;
  • пропуски существенных отрывков (эпизодов) текста при пересказе и др.

Надо сказать, что слабость произвольной регуляции будет иметь проявления и в письменной речи (письмо и чтение) будущих школьников. Это:

  • пропуски элементов букв, слогов, слов;
  • замены прописных бук строчными, игнорирование точек в конце предложений;
  • обилие орфографических ошибок;
  • ошибки в оформлении учебных работ;
  • угадывающее чтение;
  • несоблюдение пауз и знаков препинания и т.д.

Таким образом, регуляторные функции по праву можно назвать директором всей психической деятельности ребёнка, и от того насколько хорошо развиты эти функции, будет зависеть его  успеваемость в школе, социальное благополучие, самооценка и др. Именно недостаточность регуляторных функций может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний. Кроме того, причиной (механизмом) дислексии, дисграфии или дискалькулии часто может являться именно слабость регуляторных функций. Становление функции программирования и контроля – длительный процесс, который начинается в раннем детстве и завершается в юношеском возрасте. По некоторым данным, окончательно эта функция созревает лишь к 20 годам. Но те участки мозга, которые обеспечивают эту функцию (лобные участки коры головного мозга) уже  с 6-7 лет  морфологически вполне соответствуют мозгу взрослого человека. «Так нужно ли развивать регуляторные функции до 12 лет?» – спросите вы. Конечно, нужно! Ведь мозг ребёнка изменяется и формируется не сам по себе, а лишь при наличии правильных, адекватных обучающих воздействий. Кроме того, наиболее существенная перестройка в созревании регуляторной системы отмечается именно в возрасте семи  лет. Я думаю, что этот возраст по праву можно назвать сенситивным периодом в развитии произвольной регуляции.

Ниже вы можете ознакомиться с некоторыми простыми играми, которые помогут развить у детей способность к удержанию программы деятельности, развить саморегуляцию, контроль импульсивности и др. Игры подобраны таким образом, чтобы  для их проведения требовалось минимум подручных средств и дополнительных материалов для их проведения. Конечно, заниматься нужно систематически. Только в результате систематических занятий результат бывает не только положительным, но и стойким.

Простые игры на удержание программы действий, самоконтроля, коррекции импульсивного поведения

Запрещенное движение
Цель: развитие произвольности и внимания.
Правила игры: Взрослый показывает, какое движение делать нельзя (например, движение «руки на пояс»). Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Если ребёнок повторил, он становится ведущим, прибавляя еще одно – свое – запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 5-6 (в зависимости от возраста и возможностей ребёнка). В эту игру можно играть как вдвоём, так большой компанией.

Запретное число
Цель: развитие внимания, формирование произвольности.
Правила игры: Взрослый называет запретное число (например, 2); после этого произносит вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, ребёнок должен хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться) или выполнить любое другое действие, которое придумает сам.

Невидящий – неслышащий
Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности.
Правила игры: Взрослый одновременно выполняет те или иные действия (поднимает руки вверх, приседает и т.д.) и даёт словесное описание, которое отличается от действия, которое взрослый выполняет.
Взрослый даёт команду: «Невидящий» – дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» – дети выполняют задание только по показу.

Скалолаз
Цель: развитие произвольной регуляции, моторного планирования, коррекция импульсивности.
Правила игры: Ребёнок будет идти вдоль стены. Стена – отвесная скала, сзади пропасть; чтобы не сорваться в пропасть, необходимо крепко держаться. Ребёнок ставит две руки на стену, ногами стоит на полу. Это четыре точки, которые его «держат». Чтобы не упасть в пропасть, можно оторвать от опоры только одну точку: или руку или ногу. Остальные три точки должны оставаться на месте. Если ты оторвал  руку и ногу или две руки – сорвался. Начинай всё заново.

Расскажем и покажем (для детей с 5 лет)
Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.
Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо,
Руку левую – на бочок,
Руки в стороны, руки вниз –
И направо повернись.
Руку левую – на плечо,
Руку правую – на бочок,
Руки верх, руки вниз –
И налево повернись.

Упражнение повторяется несколько раз. Темп выполнения сначала выбирается медленный, затем увеличивается.

«Да и нет» – не говори (для детей с 5 лет)
Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления.
Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»:

  • ты живешь в берлоге?
  • ты мальчик?
  • ты был в зоопарке?
  • ты сейчас в детском саду?
  • ты любишь мороженое?
  • тебе 6 лет?
  • ты любишь играть в куклы?
  • сейчас зима?
  • ты хочешь пойти в школу?
  • у тебя есть мама?
  • ты сейчас спишь?
  • тебя зовут Вася?
  • ночью светит Солнце?
  • коровы летают?
  • зимой жарко?
  • солнце синее?
  • ты любишь ходить к врачу?
  • лед теплый?
  • ты умеешь плавать?
  • ты послушный?

Можно придумать любые вопросы.

Говори по сигналу (для детей с 5 лет)
Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции.
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое “я”.

Очень важно не забывать хвалить ребёнка по завершении игры. Кроме того, важно, чтобы ребёнок сам сделал вывод о том, что помогло ему победить в игре, завершить игру и т.д. Важно обращать внимание ребёнка на его внимательность, сосредоточенность в игре, обязательно связав эти качества с положительным результатом игры. Например, можно сказать ребёнку так: «Твоё внимание, воля, концентрация на выполнении задания и желание победить принесли тебе такие замечательные результаты (победа или более хорошие результаты игры по сравнению с прошлой игрой и т.д.)». Играя с ребёнком в такие игры, вы поможете ему научиться быть внимательным, «включать произвольность деятельности», вслушиваться, всматриваться, подключать слуховой и зрительный контроль. Ребёнок на практике поймёт и увидит, что только усилием волевой регуляции можно достичь победы.

Список используемой литературы:

  1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003.
  2. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПБ.: Питер, 2021
  3. https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/10265