Баранова А.П., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Сапрыкина Н.Ю.., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Именно в детском саду воспитанники знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширять свои представления о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические объекты окружают их повсеместно в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек-роботов. Дети проявляют интерес к современной технике. Но когда мы спросили у них, кто же создаёт эту современную технику, их ответы оказались весьма поверхностными. Как познакомить детей с современной профессией инженера-робототехника? Мы решили начать проект. Ведь одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, уверенным в своих силах.
Цель проекта – создание условий для развития детского научно-технического творчества; ознакомление детей с робототехникой, профессией инженера-робототехника.
Задачи проекта:
- Формировать представление о труде людей инженерных и технических профессий; подвести детей к пониманию профессии “инженер – робототехник”.
- Формировать представление детей о роботах, об их многообразии.
- Формировать навыки проектирования, умения конструировать с опорой на технологическую карту, карту-схему модели и по собственному замыслу из конструктора «Фанкластик», «Лего».
В гости к детям пришел робот Бот. Он рассказал о профессии людей, которые создают роботов. Она называется «инженер-робототехник». Робототехники работают в конструкторском бюро, создают новые модели роботов. Сложнейшую технику сначала придумывают, затем проектируют на бумаге – делают чертежи. Затем рабочие по чертежам собирают из деталей робота. Чтобы робот двигался, нужна механика, электроника и программирование. Затем инженер-конструктор проводит испытания робота. Чтобы стать успешным робототехником, нужно хорошо учиться, много читать, узнавать новое и быть любознательным.
Мы задумались, чем же отличается робот от человека?
Из разных интернет источников мы узнали, что существуют не только промышленные, исследовательские, военные роботы. Люди разработали много роботов-помощников, которые способны облегчить быт и работу человеку.
Роботы-помощники способны приготовить обед, помыть окна, прибраться в доме, заправить кровать, собрать в огороде клубнику, ухаживать за больными, они нужны людям с ограниченными возможностями, а также тем, чьи профессии сопряжены с риском.
Прочитав стихотворение Валерия Медведева «Про мальчика Федю», мы поняли, что робот – обычная машина. Он не умеет думать. Он работает лишь по заданной человеком программе. Кроме того, робот может сломаться. А починить робота может только человек. И еще поняли, что в отличие от человека робот не умеет радоваться, грустить, смеяться, скучать, дружить, любить, фантазировать. Благодаря фантазии и уму человека роботы и появились на свет. Мы предложили детям поиграть в профессию инженера-робототехника – придумать роботов, которые будут помогать людям.
В «Конструкторском бюро» кипит работа. От космобиологов поступил заказ: создать робота, который мог бы выходить в открытый космос, высаживаться на изученной учёными планете и выращивать там растения. Юный конструктор продумывает, как создать этого робота, – какой конструктор, какие детали понадобятся. Какую функцию он будет выполнять, какие конкретные задачи решать. Как он будет взаимодействовать с окружающим миром, не выйдет ли он из строя при взаимодействии с природными явлениями планеты. Как сделать внешний вид робота эстетичным и интересным.
В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом. У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструкторов «Лего», «Фанкластик».
После того как конструкция готова, ребенок помещает свою зарисовку и фото готового робота в «Инженерную книгу». С помощью технологии синквейн дети рассказывают, как зовут робота, какие действия он будет выполнять, какую пользу приносит человеку.
В заключение хотелось бы отметить: дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным и критическим мышлением, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющего самостоятельно создавать новые технические формы. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе по развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.