Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста «Паровозик»

Ковтун Е.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Серебрянская О.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

На базе нашего дошкольного учреждения ежегодно реализуется проектная деятельность. В нашей группе мы работали над проектом «Паровозик», направленным на формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности, позволяющим нашим воспитанникам проявлять активный интерес к самым разным профессиям. В нашем случае мы с ребятами решили ближе познакомиться с железнодорожными профессиями. Знакомство детей с железнодорожным транспортом, с профессиями, связанными с ним, расширяет общую осведомленность детей о мире. Проведение данного проекта способствует формированию у детей элементарного опыта профессиональных действий.

В России на данный период времени происходит обновление и реконструкция всех железных дорог, появляются новые скоростные поезда, новая железнодорожная инфраструктура, в том числе железнодорожные музеи, выставочные и образовательные центры. Проводимая в младшем дошкольном возрасте профориентационная работа является основой, на которой и будет строиться вся последующая деятельность по профессиональному самоопределению уже в старшем дошкольном возрасте, поэтому она должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей младших дошкольников.

Цель нашего проекта – формирование интереса у участников воспитательно-образовательного процесса к профессиям, связанным с Российской железной дорогой, к пониманию их значимости, необходимости и привлекательности. И конечно же, формирование интереса к будущему развитию железнодорожного транспорта не только России, но и всей планеты в целом.

На начальном этапе мы просматривали с детьми презентации, рассказывающие о возникновении железной дороги, о профессиях, связанных с ней, об истории развития паровозов, тепловозов и локомотивов. Вместе с родителями был собран мультипликационный сборник «Железная дорога».

В рамках проекта «Паровозик» мы объявили конкурс поделок для родителей и детей ” Мой поезд – самый лучший!”

Воспитателями для детей был собран лэпбук «Железная дорога» с целью формирования стойкого интереса к соблюдению правил безопасного поведения на железной дороге и закрепления знаний о железнодорожных профессиях и железнодорожном транспорте. Наш предыдущий проект «Огород на окне» стал частью нового проекта и превратился в грузовой поезд с ароматной зеленью, которую дети сами сажали и поливали. Дети знакомились со схемами конструирования и сооружали разного вида локомотивы, использовали все виды конструкторов, которые были у нас в наличии, а это кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые), разные варианты лего-конструкторов, конструктор Фанкластик, блочные конструкторы.

Благодаря участию семей наших воспитанников, у детей появилась возможность увидеть настоящее железнодорожное обмундирование, и также благодаря родителям в группе появилась кукла в костюме железнодорожника. Теперь у нас есть Главный железнодорожник Иван Иваныч, который сопровождает наш проект.

Наш «Паровозик», конечно, тоже стремится в будущее, и как же обойтись без профессии будущего «Проектировщик железных дорог»! Здесь фантазия детей не знала границ. Воспитанники и их родители рисовали, лепили из пластилина, собирали из конструкторов проекты будущих железных дорог. Все работы оформлялись выставками.

Итоговым продуктом стала интерактивная экскурсия в Музей железных дорог — главный железнодорожный музей нашей страны и один из крупнейших технических музеев мира. Музей железных дорог России стал местом, где взрослые и дети могут в доступной и увлекательной форме познакомиться с историей отечественных железных дорог и рельсового транспорта, а также получить невероятные впечатления и отдохнуть.

Данный проект позволил сформировать у детей представления о профессиях в области железнодорожного транспорта, получить знания о деятельности железной дороги, её роли в жизни города, страны, об общественной значимости труда работников железной дороги, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда железнодорожника с другими профессиями. А также ребята познакомились с историей создания и развития железной дороги в России.  

А наш воспитанник, чьи родители работают на железнодорожном транспорте, осознал важность их профессии и с гордостью рассказывал о членах своей семьи, сделавших такой профессиональный выбор.

Важным аспектом является и то, что у детей формируются знания о простейших правилах поведения на железнодорожном транспорте, с которыми они познакомились во время экскурсий.