Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста «Дело вкуса»

Харланова С.М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Постарниченко М.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и удовольствие, приносящее пользу людям. Поэтому очень важно знакомить ребенка с профессиями взрослых, рассказывать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Профессия повар – одна из древнейших в мире. В детском саду и в школе, на заводе и в шахте по добычи угля, на борту океанского лайнера, в просторах космоса, в полевых условиях – всюду люди пользуются результатами труда поваров. Хорошо приготовленное, сервированное и вкусное блюдо улучшает настроение и самочувствие.  Повар не только готовит еду, ещё он разбирается в диетах и сбалансированном питании. В работе повара есть место выдумке, фантазии, изобретательности.

 Работа над проектом “Дело вкуса” позволяет детям ознакомиться с миром кулинарии, узнать о различных продуктах и их использовании, а также научиться приготовлению простых блюд; помогает понять значимость и ценность труда взрослых, обогатить и активизировать свой словарный запас, учит сотрудничать в команде, обмениваться идеями и творческими мыслями.

Целью нашего проекта являлось формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации дошкольников: стимулирование интереса детей к кулинарному искусству; воспитание уважения к труду повара через обогащение и углубление у детей представлений об этой профессии, её трудовых процессах.

Чтобы привлечь детей к работе над нашим проектом, поступило предложение разнообразить меню в нашей группе собственными усилиями, проявив себя в роли юных поварят.

На начальном этапе мы поставили задачи ознакомить детей с профессией повара, с разнообразием специализации поваров (шеф-повар, су-шеф, кондитер, пекарь, сушист, пиццмейкер, шоколатье, технолог, повар молекулярной кухни), их деятельностью; со специальной одеждой и инструментами; с особенностями трудового процесса. Мы это делали с помощью презентаций, экскурсии на кухню детского сада, онлайн-экскурсий на хлебозавод, в кондитерский цех, на кухню пиццерии и суши ресторана.  Ребята узнали, где и как трудятся представители этих профессий, какие предметы-помощники им помогают.

После многообразия полученной информации мы с ребятами принялись за создание собственных кулинарных рецептов и муляжей шоколадных конфет, торта, пиццы, яблочного пирога, овощного и фруктового салатов, хлебобулочных изделий, суши. В ходе приготовления этих блюд дети приобрели знания о различных продуктах питания, их полезных свойствах и способах приготовления. Юные повара-технологи научились составлять технологическую карту блюда, зарисовывая условными обозначениями продукты, употребляемые в рецептуре блюда, проявили свою фантазию, украшая блюдо и сервируя стол.

Работа над проектом «Дело вкуса» кипела не только в группе детского сада, но и дома: ребята совместно с родителями показывали онлайн мастер-классы по приготовлению своих любимых блюд на страничке нашей группы. С помощью родителей были созданы выставки «Наши кулинарные книги» и «Моя кукла-повар», сшиты поварские фартуки и колпаки для каждого ребёнка. Всё это было создано детьми и их родителями с огромным желанием, от души.

Уже имея большой опыт в кулинарном деле, мы с ребятами решили в нашей группе открыть ресторан «Сказка» и пригласить детей из соседней группы. Это мероприятие прошло в виде сюжетно-ролевой игры, где дети проявили свои кулинарные, организаторские, творческие способности.

Итоговым мероприятием нашего проекта «Дело вкуса» был вечер развлечения «Школа весёлых поварят». Ребята приняли участие в различных творческих конкурсах, получили от сказочного героя Карлсона «Диплом юного поварёнка».

В результате реализации проекта нами собраны различные картотеки по теме, каталоги загадок, стихов, пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, изготовлены дидактические игры, лепбуки, созданы презентации.

Подводя итоги, можно констатировать: работать над проектом интересно и познавательно не только ребятам, но родителям. Дети и взрослые получают массу положительных эмоций: дети играют, общаются со сверстниками, познают окружающий мир, готовят и попробуют приготовленные блюда –  ведь нет ничего вкуснее сделанного руками своего ребенка!

Процесс постижения кулинарного искусства очень увлекательный, а полученные знания могут быть использованы в повседневной жизни. Возможно, обоснованная информация, практическая и игровая деятельность в ходе работы над проектом «Дело вкуса» может лечь в основу дальнейшей профессиональной ориентации наших детей.