Патриотическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

Перевертайлова В.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Шульга Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 28

Патриотическое воспитание у детей в данный исторический момент времени имеет особое значение. Закладывать крепкий патриотический фундамент – одна из основных задач дошкольного учреждения. С самого раннего детства ребенок любит свою маму, свою семью, то место, в котором он живет. Взрослея, ребенок расширяет свою любовь на родную местность, край, город, страну. Его патриотические чувства становятся глубже. Главная задача окружающих взрослых –  расширить знания ребенка о своей стране, культуре, обычаях, формируя при этом уважительное отношению к прошлому своей страны и определяя нравственные ориентиры, вызывающие чувство единения и самоуважения.

«Кто любит свое отечество, тот подает лучший пример любви человечеству», – сказал А.В. Суворов. Любовь к Родине помогает формировать у ребенка уважительное отношение ко всему окружающему, именно поэтому мы должны разными методами, способами и средствами воспитывать в подрастающем поколение нежные чувств к своей стране, гордость за нее. И детский сад является первым звеном системы образования по формированию у дошкольников нравственных ориентиров.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живёт, готовности к любым подвигам во имя Отечества, желанию стать его защитником и созидателем.  Патриотизм – это воспитание в ребёнке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные: 

  • Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа.
  • Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
  • Воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
  • Воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно – на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Работа по привитию дошкольникам основ гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.
  • Взаимодействие с социальными партнерами.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды патриотического содержания.

В работе с детьми по патриотическому воспитанию мы придерживаемся методических рекомендации Минпросвещения России от 15.04.2022 г. «По использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации».

В своей работе с детьми мы используем следующие формы работы:

  • Занятия, которые позволяют реализовать поставленные задачи и повысить познавательную активность и эмоциональную нагрузку.
  • Игровую деятельность, которая способствует решению задач патриотического воспитания. Словесные игры активизируют словарь, развивают фонематический слух, воображение, быстроту реакции, сообразительность, внимание. Настольно-печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.
  • Познавательно-исследовательскую деятельность и экспериментирование (экскурсии): выбор мест для проведения экскурсий мы обсуждаем с семьями воспитанников, при этом опираясь на наше комплексно-тематическое планирование и план воспитательной работы. Таким образом, наши экскурсии интегрируются в образовательный процесс.
  • Речевую деятельность: слушание речи взрослого и сверстников, активную диалогическую и монологическую речь, чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей.
  • Изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию и конструирование из разных материалов.
  • Двигательную деятельность: подвижные игры «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога».
  • Музыкальную деятельность: использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показ детям фильмов о подвигах русских людей.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у детей появилось осознание собственной индивидуальности, повысилась их самооценка, чтобы ребенок почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих взрослых и ровесников.

Немаловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями. Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из приоритетных направлений работы детского сада, т.к. семья является субъектом воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для того чтобы привлечь семьи воспитанников к нашей работе по патриотическому воспитанию, мы проводили большую просветительскую работу, в ходе которой объясняли родителям важность и необходимость патриотического воспитания, его формы и методы. Мы объясняли родителям, как важно с малых лет погружать ребенка   в культурно-историческую среду города, в котором он живет. Родители поддержали нашу инициативу, поэтому в своей работе мы смогли опираться на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Наши родители активно участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков и поделок, принимают активное участие в экскурсиях выходного дня, в социальных и экологических акциях. Для информирования родителей мы систематически оформляем информационные стенды, папки-передвижки, проводим тематические педагогические беседы как индивидуальные, так и групповые.

Взаимодействие с социальными партнерами по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в  социальной активности детей: участие в различных конкурсах и социальных проектах (акции  «Посылка добра», «Посылка солдату», «Книги детям Донбасса»); а также в повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности. 

Используем разные формы работы в рамках сотрудничества с социальными партнерами для достижения поставленных задач: социальные акции, тематические встречи, экскурсии. В течение года в ходе экскурсий дети знакомились с известными достопримечательностями нашего города, историей их создания (причём, выбирались наиболее интересные исторические объекты), с петербургскими архитектурными стилями, с известными великими людьми и их творениями, с яркими событиями, с правилами этикета, безопасностью жизни и поведения. Детям приходится запоминать множество названий, фамилий известных архитекторов, скульпторов, чаще всего иностранного происхождения. Целью организации таких экскурсий являлось формирование первичных культурных и исторический знаний о родном городе и его достопримечательностях; обогащение опыта ребенка в сфере познания родного города; воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю и чувство гордости за город, в котором он живет.

Нами были организованы следующие экскурсии:

  • Туристический поход в Буферный парк к остаткам моста железной дороги, где проходил 3-й путь Императорской ветки Царскосельской железной дороги (Императорский путь).
  • На экскурсии в Царскосельский Лицей дети узнали об истории возникновения Лицея, о лицеистах, и о том, как проходило их обучение.
  • На экскурсии на Малую детскую железную дорогу дети узнали об истории появления первой детской железной дороги в России, о том, как развивался железнодорожный транспорт.
  • На экскурсии в пожарной части настоящие борцы с огнем познакомили дошкольников с устройством пожарной части, пожарной машиной, учебно-тренировочным полигоном.
  • На экскурсии в Историко-литературном музее дети посетили интерактивные программы «Куда пропала каланча» и «Водовод». В ходе этих экскурсий ребята узнали, что такое каланча и почему она теперь не нужна, узнали, что такое водовод и акведук, для чего нужны водонапорные башни, и даже самостоятельно построили свой водопровод и акведук, который позволил запустить фонтан в Екатерининском парке.
  • Экскурсия в музей елочных игрушек познакомила детей с традициями и обычаями празднования Нового года в разные эпохи на разных континентах, открыла секреты ремесла стеклодувов и художников, демонстрирующих технологии изготовления ёлочных игрушек с 19 по 21 век в разных странах.
  • Экскурсия в музей хлеба помогла нашим воспитанникам получить ответы на следующие вопросы: «Кто и как раньше выпекал хлеб? Для чего нужна ступа Бабы Яги? В чём когда-то варили кашу?» Дети побывали в магазине сладостей и на городской кухне, познакомились с русской печью, печной утварью и кухонными предметами.
  • Экскурсия в дом-музей П. П. Чистякова познакомила наших ребят с историей строительства усадьбы, с творчеством её хозяина, дети увидели личные вещи, предметы быта и творчества художника. А также познакомились с творчеством И. Е. Репина, В.И. Сурикова, В. А. Серова – знаменитых учеников П.П.Чистякова.
  • Еще одной формой работы по патриотическому воспитанию детей было посещение детской районной библиотеки.  В ходе цикла тематических краеведческих экскурсий по теме «Традиций живая нить» ребята знакомились с народными обрядами, традициями, праздниками и играми на Руси.

Реализация воспитательного потенциала развивающей предметно – пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся и других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию и использованию в воспитательном процессе. В нашей группе создан уголок патриотического воспитания, который включает в себя:

  • Компоненты среды, отражающие официальные знаки и символы страны, региона, населённого пункта: информационные стенды с символикой РФ, города Санкт-Петербурга и г. Пушкина (Пушкинского района), дидактические игры, макет Красной площади, лэпбук «Моя страна» и многое другое.
  • Компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий: географические карты (карта России, карта мира, карта «Народы России»), глобус, макеты достопримечательностей города, книги и альбомы по ознакомлению с народами России, достопримечательностями Царского Села «Царскосельская Азбука», коллекция мини-кукол в национальных костюмах, предметы быта и т.д.
  • Компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность: географическая карта климатических зон, животного и растительного мира, карта «Полезные ископаемые России», зоогеографический глобус, детские познавательные энциклопедии и художественная литература, иллюстрации о животном и растительном мире России, природы других стран и континентов.
  • Компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьёй: материал для сюжетно-ролевых игр, дидактические, настольно-печатные игры, открытки, иллюстрации, фотогазеты «Я и моя семья», «Профессии моих родителей».
  • Компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа: подборка книг, репродукций, иллюстраций по истории города, страны; игры, наглядные пособия для ознакомления с культурой и бытом народов России, образцы (предметы, иллюстрации) предметов народного быта, национальных костюмов, альбомы, игрушки с различными росписями, серия игры «Прогулки по другим городам России», макет «Народы России».
  • Компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность для ознакомления детей с подвигом страны, людей, городов, животных и т.д. во время Великой Отечественной войны: создан «Музей боевой славы»; оформлена книга памяти «Бессмертный полк», подборка художественной литературы, через которую дети могут получают информацию о подвигах в годы Великой Отечественной войны, о России и армии и т.д., настольные игры гражданско-патриотической направленности, репродукции картин известных художников по темам «Детям о блокаде» и «Дошкольникам о Великой Отечественной войне».
  • Библиотека выходного дня позволяет родителям (законным представителям) взять книгу для чтения на дом.

Результатом проведенной систематической работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта:

  • Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое России.
  • Проявление интереса к родному городу и стране, желание знать и узнавать свой город.
  • Проявление инициативы и самостоятельности в играх краеведческого содержания.
  • Включение в общение и познавательно-исследовательскую деятельность по изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.