Гришанович Е.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Самусь А.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении
их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше
начинается формирование этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут.
Э.К. Суслова, профессор кафедры дошкольной педагогики
Московского педагогического государственного
университета, кандидат педагогических наук
Наша Россия – многонациональная страна. И главное её богатство – люди. В России проживают русские, башкиры, буряты, татары, чуваши, ингуши, ханты и манси, якуты и много других народов. У каждого народа есть свои традиции и своя культура.
Задача старшего поколения – передавать знания молодому поколению, воспитывать патриотические чувства, гордость за страну и людей, которые живут в ней, знакомить с традициями и культурой каждого народа.
Сегодня мы хотим поделиться своим опытом участия в районном педагогическом конкурсе авторских дидактических игр и пособий «Мы — россияне!».
Конкурс проводился в рамках реализации Программы развития системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2020-2024 годы «Педагогическое сотрудничество в проектной среде эффективного образования».
Организатором Конкурса является ГБДОУ № 11 Пушкинского района Санкт-Петербурга при информационно-методической поддержке ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга.
На конкурс мы подготовили настольно-печатную игру «Если дружба велика, будет Родина крепка». Эта настольная игра позволяет дополнить и закрепить знания дошкольников об особенностях жизни всех тех народов, которые проживают на территории России, познакомить с их культурой, обычаями и традициями.
Дидактическая игра предназначена для детей 5-7 лет. Игра подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Через игру игроки обретают необходимую мотивацию к обучению и необходимые знания и навыки с учётом возрастных и психологических особенностей.
Чтобы игра заинтересовала маленьких почемучек, наш авторский коллектив подошёл к её созданию творчески, используя современные инновационные технологии: гекс-технологию (технология шестиугольного обучения), додекаэдр (правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников), технологию двухмерного штрих-кода (QR-код), 3D-изображения с подсветкой, – они были нами преобразованы в программе LeiaPix.
Игра представляет собой мобильный многофункциональный набор дидактических и информационных материалов познавательной и развивающей направленности, который можно использовать для решения различных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Авторская игра носит ознакомительный и обучающий характер, переходящий в соревновательную фазу.
В начале игры игроки бросают додекаэрд (многоугольник), имеющий на своих сторонах изображения народов, проживающих на территории России. Игрок совместно с воспитателем знакомится с демонстрационным и информационным материалом.
Для продолжения игры соревновательного характера необходимо подготовить четыре игрока. Игра продолжается на поле (территориальная зона проживания народов России) с 4-мя гексагонами. В коробке-шкатулке находятся маленькие гексы (раздаточный материал) для классификации. Каждый игрок собирает свой гексагон (соту). Выигрывает тот игрок, который быстрее других правильно соберёт все изображения в гексагон. Игрок-победитель составляет рассказ о данном народе с помощью авторской мнемотаблицы, и все игроки наслаждаются мелодией народного инструмента с помощью двухмерного штрих-кода.
Третий вариант игры предполагает задействовать большее количество участников (до16 человек). Игроки используют уже 4 поля территориальных зон России (Европейская часть России, южные народы России, народы Урала, народы Севера и Дальнего Востока). Заполняют все гексагоны, объединяют в мозаику, просматривают картинки с изображением народов с помощью планшета или телефона в 3D-изображении с подсветкой, преобразованным в программе LeiaPix, созданным и закодированным двухмерным штрих-кодом (QR-код). В честь победителя проводим народную подвижную игру определённой территориальной зоны.
Использование в работе гражданско-патриотических игр всегда актуально. Любые виды игровой деятельности подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают прививать уважение к культурным ценностям родной страны. Игра – главный спутник жизни дошкольника, источник радостных положительных эмоций, обладающий воспитательной силой. В игре ребёнок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт.
Наша авторская игра заинтересовала ребят, познакомила их с народами России, их укладом жизни. Дошкольники получили много интересного образовательного материала и закрепили знания о своей многонациональной стране.
Дидактическая игра является частью РППС группы. Основная ценность игры заключается в её универсальности, трансформируемости и вариативности.
Во время игры дети получили уникальный опыт совместной творческой деятельности, опыт общения, доброжелательного взаимоотношения друг с другом. Результативность использования авторской дидактической игры достаточно высока. Наши воспитанники:
- расширили представление о народах России, специфике национального костюма и уклада жизни других народов;
- обогатили самостоятельный игровой опыт;
- расширили словарный запас;
- научились строить рассказ о народах разных национальностей;
- получили представление об уважительном отношении к народам многонациональной России.
Таким образом, игра «Если дружба велика, будет Родина крепка» – незаменимое средство обучения детей, способствующее созданию условий для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Россия -многонациональное государство».
На конкурс было представлено 120 работ из 35 дошкольных образовательных учреждений. И нам приятно, что жюри оценило нашу работу высокими баллами, и мы заняли 1 место в номинации «Настольные игры».
Выражаем благодарность организаторам конкурса.