Создание ситуации успеха учащегося на уроках ОДНКНР

Белканова Л. В., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ школа № 645

Какие бы изменения не происходили в образовании, урок остается главной формой обучения. Только от преподавателя зависит успех урока. Важно построить урок так, чтобы он был насыщенным, интересным, полезным, чтобы приносил удовлетворение и радость учащимся. Одно из условий формирования чувства удовлетворения и радости  –  ситуация успеха для  ученика на уроке, когда он самостоятельно находит правильные ответы на поставленные вопросы.

Создание ситуации успеха для учащихся возможно при обращении к активным методам и технологиям построения урока в форме индивидуальной работы и работы  в паре. Самостоятельное получение учащимся правильного ответа и создает для ребенка ситуацию успеха, он осознает свою самостоятельность в достижении положительного результата, знакомясь с новым материалом, новыми знаниями.

Представлю пример части урока ОДНКНР (5 класс), тема урока «Архитектура православного храма. Внутреннее убранство». Задачей урока является ознакомление с канонами в убранстве православного храма. Можно подвести детей к тому, что справа от царских врат на иконостасе, стене храма или просто отдельно расположена икона, посвященная святому или православному празднику, в честь которого назван храм. Поэтому всегда можно узнать, в каком ты храме, если изначально этого не знал. Приводится пример. 

Для рассмотрения предлагаю учащимся храм Святого Георгия в Старой Ладоге, расположенный на территории Староладожской крепости. Учащимся предлагается взять первое изображение (фотографию), рассмотреть, определить, что это такое. Фотография объекта и все последующие изображения параллельно транслируются на интерактивной доске. Вместе определяем, что это древнерусская церковь. Сообщается дата постройки храма и где он находится, предлагается рассмотреть место расположения на карте. Ставится задача определить, в честь чего или кого назван храм. Далее предлагается зайти в храм, рассмотреть интерьер и попытаться выполнить поставленную задачу. Учащимся демонстрируется обзорный видеосюжет интерьера храма. Далее из конверта дети берут фото с изображениями икон (в форме фресок) на стенах храма, рассматривают изображения и высказывают предположения, что или кто изображен. После высказанных предположений учащимся предлагается обратиться к словарикам, которые  сообщают правильный ответ. Учащиеся определяют, что на стенах – изображения Святого Николая Чудотворца (Святителя Николая, Николая Угодника) и Святого Георгия Победоносца. Выяснив (обратившись к  словарикам) историю Святых, учащиеся делают вывод, что храм назван именем Святого Георгия Победоносца в честь победы в сражении со шведской флотилией, что и символизирует образ Святого Николая Чудотворца.

Напрашивается вывод: время возведения храма на территории крепости, которая участвовала в сражении, говорит о том, что храм является памятником воинской славы.

Такая форма урока может быть использована на уроках по разным темам. Учащиеся быстро включаются в урок и с интересом работают, осознавая успешность своих действий. Роль учителя на таком уроке – лишь направлять ученика.