К вопросу духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях

Маришина Н.В., учитель начальных классов ГБОУ  школа № 604

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро как источник радости; мир и согласие в душе; покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, – и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

 Говоря о духовности, Соловейчик С. Л. утверждал: «Когда мы говорим «дух», «духовность», мы, сами того отчетливо не понимая, говорим о великом человеческом стремлении к бесконечному – к правде, к добру и красоте. Этим стремлением, этим духом, живущим в людях, создано все прекрасное на земле – им города строятся, им подвиги совершаются. Дух – подлинная основа всего лучшего, что есть в человеке… Поэтому и можно сказать, что воспитание духа, воспитание духовности – это все воспитание» [1].

В. А. Сухомлинский писал: «Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры» [2].

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова [3] мы находим следующие трактовки этих понятий:

  • Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
  • Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
  • Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Что же представляет собой духовно – нравственное воспитание?

Суть процесса нравственного воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского [4], состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Основным содержанием нравственного воспитания педагог считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Они знакомятся с тем, что нравственная культура имеет два аспекта:

  1. Ценности – это честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
  2. Правила поведения.

Процесс формирования нравственных ценностей длительный и быстрого результата быть не может. Главную задачу духовно-нравственного воспитания кратко можно определить как передачу обучающемуся норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру. Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у школьника нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, мероприятиями. Важным дополнением к реализации учебных предметов является система  классных часов – специальных уроков, выходящих за рамки образовательной программы, и потому позволяющих особо акцентировать внимание на вопросах духовно – нравственной жизни человека. В основе классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной.

Жизнедеятельность обучающихся в школе – это не только организация познавательного процесса, но и сфера разностороннего, нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления, школа гражданственности и гуманизма.

Таким образом, осуществление духовно-нравственного воспитания школьников – задача педагога, который в ходе выполнения своей профессиональной деятельности формирует творческие, активные, целостные личности, обладающие нравственными потребностями и убеждениями, ответственностью, трудолюбием, благородством и умением управлять собой, способные гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

____________________________

[1] Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – М.: Дет. лит., 1987. – С. 225-227.
[2] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1/Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с., ил.
[3] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык».  1975. – 846 с.
[4] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2/Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. – М.: Педагогика, 1980. – 384 с., ил.