Любовь – вершина добродетелей

Православная культура в духовно-нравственном развитии и воспитании детей младшего школьного возраста

Квициани С. В., учитель начальных классов ГБОУ школа № 604

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа жизни: новые требования, новая социальная роль и новая деятельность – учебная. В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, занятого общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, которая влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми и взрослыми. В этом возрасте формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка. Именно в этот период жизни ребенка необходимо заложить духовно-нравственный фундамент.

«Изучение Основ православной культуры молодым поколением в России жизненно необходимо, так как для большинства жителей страны православие – основа национального самосознания» (патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Православная культура закладывает основы духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека и проявления сопереживания, уважения и доброжелательности. В начальной школе перед учителем стоит главная задача – познакомить младших школьников с основами православной культуры, главными нравственными ценностями которой являются благочестие, милосердие, любовь к ближним, приоритет духовного над материальным, гуманизм, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России. Изучив много литературы и послушав священнослужителей, соизмерив всё со школьным учебным процессом, я убеждена, что изучение модуля «Основы православной культуры» является тем зерном добродетели, которое сеет доброе…

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8, 5-8).

Только постоянные беседы, примеры добродетели, проявление любви и заботы, посещение храмов способны подготовить ту почву, на которой может взрасти духовно-нравственный православный христианин. Нам Господь доверил бесценное сокровище – души детей. Сейчас наступило время не только обучения школьников, но и их родителей.  Именно они обязаны заложить первые зёрна добра, а мы, учителя, должны вести работу вместе со священнослужителями.  У людей на подсознательном уровне есть потребность, которая на определённом отрезке времени была утрачена. Наступило время «сеять» доброе, вечное, как мир, и приобщать людей к православной культуре.  Ведь сущность православного человека заключается не только в веровании в Бога и следовании Христианским учениям, но и в активном участии в жизни общества и помощи ближнему. Православный человек призван быть благочестивым, милосердным и справедливым. Он – активный участник общества, помогающий другим и делающий все возможное для своего духовного развития. Православный человек отвечает за сохранение и передачу духовных ценностей, моральных принципов и традиций. Он является примером для других людей, а также активно участвует в праздниках и обрядах, проводимых в церкви.

Без любви мы не можем быть ни людьми, ни тем более христианами! «Любовь от Бога, – говорит апостол любви – Иоанн Богослов, – и Бог есть любовь». Мы не можем наслаждаться этой божественной любовью, не думая о других, которые тоже нуждаются в любви. («Трепет души пред вратами рая» архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).

Источник:

  1. https://muzei-moskvy.ru/socinenie-cto-znacit-byt-pravoslavnym-celovekom-v-4-klasse-po-orkse
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/esse-na-temu-dukhovnye-tsennosti-i-nravstvennye-idealy-v-z-0
  3. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-14523.htmlhttp://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-1047
  4. http://ru.wikipedia.or
  5. «Трепет души пред вратами рая» архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  6. Азбука веры.