Использование нейропсихологических игр и упражнений на коррекционно-логопедических занятиях с учащимися с ОВЗ

Розова Ю. Е.,учитель-логопед  ГБОУ школа-интернат № 8
Глевацкая С. К., учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8

1 ноября в ГБОУ школа-интернат №8 прошёл семинар для участников проекта «Учитель 21 века-2023» «Современные практики обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ». Это районное мероприятие, проходящее в рамках программы по социализации молодых педагогов района. Семинар позволил молодым коллегам познакомиться с некоторыми технологиями работы с обучающими, имеющими особые возможности здоровья.

В рамках семинара учителя-логопеды Розова Ю.Е., Глевацкая С.К. рассказали об эффективности участия в программе наставничества и провели мастер-класс «Игровые технологии по развитию речи обучающихся с ОВЗ», на котором рассказали об использовании нейроигр на логопедических занятиях.

В настоящее время ежегодно в образовательных учреждениях отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей на фоне хронических заболеваний наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных психофизических функций, также часто нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Следовательно, перед педагогами остро встают вопросы ранней квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционно-логопедической работы. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий, позволяющих повысить эффективность коррекционной работы и в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи.

Как показывает практика, у детей с ОВЗ достаточно часто выявляется нарушение межполушарного взаимодействия, что и является одной из причин недостатков устной и письменной речи.  Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.

Для развития межполушарных связей на логопедических занятиях используем упражнения и игры, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Нейроигры –это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, синхронизируют работу полушарий головного мозга, развивают когнитивные процессы, вызывают стойкий интерес у ребенка, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала учащегося, повышение уровня самооценки.

Предлагаем несколько примеров использования нейропсихологических игр и упражнений на коррекционно-логопедических занятиях с детьми с ОВЗ.

  1. Игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания:
    – «Разноцветные кружочки». Логопед задает цвет, учащиеся должны воспроизвести загаданный жест левой или правой рукой, свободной же рукой указывая нужный цвет игрового поля.
    – «Повтори за мной». Ребенку предлагается выкладывать фигуры на игровом поле по заданию (желанию), второй игрок должен воспроизвести такое же  расположение фигур  на своей половине поля.
    – «Зеркало»». Учащемуся предлагается выкладывать фигуры на игровом поле по заданию (желанию), второй игрок должен воспроизвести симметричное расположение фигуры на своей половине поля.
    – «Бутерброд». Ребенку дается задание, слушая инструкцию (по схеме), собрать бутерброд одновременно двумя руками, выполняя перекрестные движения. 
  2. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики, высших психических и моторных функций, межполушарного взаимодействия:
    – «Артикуляционная рулетка». Учащемуся нужно определить закономерность выполнения упражнений (артикуляционных, ручной моторики), распределить фигурки на круге или «парковке», выполняя оба вида упражнений одновременно. 
  3. Игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания при дифференциации звуков речи:
    – «Повтори и покажи». Логопед предлагает ребенку правильно произнести слово, а также показать нарисованное положение рук и пальцев возле картинки. 
  4. Игры, направленные на развитие слогового и фонематического анализа при воспроизведении визуально-ритмического ряда:
    – «Подумай и продолжи». Ребенку предлагается продолжить (разгадать) логическую последовательность (дифференциация звуков, количество слогов), правильно разложив картинки, игрушки, пуговицы на игровом поле согласно заданным звукам или количеству слогов, месту звука в слове. Можно выполнять задание двумя руками одновременно.

Таким образом, системный подход к коррекции речи ребенка с ОВЗ диктует необходимость подключения в логопедическую работу смежных методов. Использование в работе нейропсихологических игр и упражнений дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для формирования правильной речи, а в дальнейшем и для обучения чтению и письму. Данные игры и упражнения служат качественным дополнением к основной коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения.