Не хочу, не пойду в школу!

Пустовая В.В., педагог-психолог ГБОУ школа № 530

В современном мире с каждым годом увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. Причины у всех разные. Одни дети не хотят идти в школу из-за того, что еще не наигрались и им сложно перейти от игровой деятельности (которая является ведущей в детском саду) к учебной (которая является основной в школе). Другие ребята сталкиваются с попытками школьного буллинга. Некоторые испытывают сложности с учебой и комплексуют по этому поводу – ведь всем хочется быть первыми и лучшими, никто не любит проигрывать. А есть и такие, кто просто не хочет вставать по утрам в школу.

Для того чтоб ребенок ходил в школу, родители по-разному пытаются мотивировать его. Ведь ученик с высоким уровнем мотивации – находка для учителей и родителей. Он сам выполняет поставленные задачи, не отступает перед трудностями, интересуется всем новым (любознателен).

Мотивация бывает разная.

Большая часть учеников идут в школу за пятерками, пытаясь стать отличниками. Для кого-то стимулом является покупка новой одежды, канцелярии, учебных принадлежностей. А некоторые идут потому, что все так делают, потому что так надо. В таких случаям мотивация является внешней. С помощью внешней мотивации ребенка легко замотивировать, но мотивация не  будет постоянной.

Учебная (внутренняя) мотивация сформирована лишь у небольшого количества учеников, и ее необходимо развивать для того, чтобы школа (со всеми требованиями и обязанностями) не вызывала у ребенка отторжения. Внутренние мотивы связаны непосредственно с самим процессом обучения (ребенку нравится то, чем он занимается).

Часто происходит так, что дети с радостью идут в школу, но потом теряют интерес к учебе. Многие родители думают, что ребенок ленится. Но под ленью могут скрываться другие причины:

  • ребенку не интересно;
  • у ребенка возникли сложности во взаимоотношениях с учителем или одноклассниками;
  • у ребенка стресс от большой школьной нагрузки или слишком сложных заданий;
  • ребенок посещают много разных кружков и секций, поэтому сильно устает физически.

У каждого отказа идти в школу существует своя причина. Важно понять, какая основная в конкретном случае.

Современные ученики в большинстве своём не любят сложностей. Если задание им кажется трудным,  проще отказаться от выполнения, чем попытаться сделать. «Зачем пытаться, если все равно не получится?» – думают ребята.

Мотивация к обучению формируется не за один день, иногда для этого нужно потратить много сил и времени. Чтоб ваш ребенок захотел идти в школу, наберитесь терпения и начинайте с маленьких шагов.

  • Пересмотрите стиль воспитания. Гиперопека, завышенные ожидания и требования к ребенку, авторитаризм приводят к нарушениям эмоционально-волевой сферы ученика, появлению страхов, повышению уровня тревожности.
  • Ставьте перед ребенком конкретные, а главное – понятные ему (согласно возрасту) цели. Ученик должен понимать, куда он двигается, к чему это приведет.
  • Акцентируйте внимания на сильных сторонах ребенка, хвалите его за достижение результатов.

Если самим не получается промотивировать ребенка,  обращайтесь к специалистам, не пытайтесь «сломать» его.