Игры с песком

Туваева И.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 12
Злобина В.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 12

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.

В настоящее время в дошкольных учреждениях часто используют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям  дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер.

Одна из форм естественной активности ребёнка, позволяющей экспериментировать, – игры с песком. Песочница позволяет построить партнёрские отношения с детьми, обмениваться мыслями и чувствами, в процессе работы с песком устанавливается особая атмосфера между педагогом и детьми. Идея песочницы великолепна, поскольку песок – удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы.

Именно поэтому мы используем песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в социуме.

Но теплая пора подходит к концу, поэтому песочница с улицы “перекочевала” в детский сад. Конечно, играть в группе с обыкновенным песком не самая лучшая идея. Но мы с детьми делаем самодельный песок, который легко смывается с игрушек и пылесосится, быстро изготавливается из доступных недорогих ингредиентов. Он очень приятный на ощупь, его можно сделать цветным и играть с обычными формочками для песочницы.

Работая с песком, наши воспитанники развивают мелкую моторику, также у них повышается тактильно-кинестетическая чувствительность, улучшается воображение, любознательность, проявляется творчество. Благодаря песку дети справляются со страхами и учатся контролировать свое поведение и эмоции.

В данной статье мы хотим поделиться с вами рецептом изготовления песка.

Для изготовления песочка понадобится:

  • пачка соды;
  • 4 пузырька глицерина (можно приобрести в аптеке);
  • 2 столовые ложки крахмала;
  • красители пищевые или гуашь.

Все ингредиенты перемешиваем – и домашний песочек готов.

Но кроме использования самодельного песка, в помещении мы вместе с детьми работаем с песочным столом. Он, в свою очередь, служит частью эффективной предметно-развивающей среды, которая помогает развитию графо-моторных навыков у детей. Песочный стол предоставляет детям возможность экспериментировать, создавать и изучать собственные возможности для графического и моторного развития. Именно это помогает им улучшить контроль над движениями рук, развить ловкость пальцев и общую координацию движений. Контакт ребенка с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, а также улучшает самочувствие.

С использованием песка можно играть в различные игры: речевые, познавательные, пальчиковые. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания. Также игры с песком являются эффективным способом подачи материала.

Рекомендуемые игры с песком

  • Игра «Здравствуй, песок!»
    Цель: снижение психофизического напряжения.
    Содержание. Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
  • Игра «Песочный дождик»
    Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
    Содержание. Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.
  • Игра «Необыкновенные следы»
    Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
    Содержание.
    – «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
    – «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. И т.д.
  • Игра «Узоры на песке»
    Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
    Содержание. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
  • Игра «Песочные прятки»
    Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
    Содержание. Взрослый прячет в песок игрушку, а ребенок находит ее и угадывает на ощупь, что это за игрушка.
  • Игра «Кто к нам приходил?»
    Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
    Содержание. Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, а ребенок должен отгадать, какую формочку использовал взрослый.