Дидактическое пособие “Разноцветные пуговицы”

Руфова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 29
Землякова Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 29
Серёжина М.Р., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 29

 

Это удивительно, но пуговицы скрывают в себе большой потенциал и неожиданные возможности для развития детей. Мир пуговиц привлекает детское внимание своим многообразием форм, размеров, цветов и материалов. Детям очень нравится с ними играть, бесконечно их трогать и перебирать. Такие игры развивают мелкую моторику, сенсорное восприятие, память, внимание, учат ориентироваться на плоскости, способствуют развитию творческих способностей. Кроме того, эти игры влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи, помогают развивать математические способности, снимают тревожность и решают многие другие педагогические задачи.

В связи с этим предлагаем вашему вниманию развивающие игры, которые мы изготовили своими руками.

  1. «Найди пуговицу»
    Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, развитие зрительной памяти и внимания.
    Игровой материал: коробка с разнообразными пуговицами и квадратный коврик с девятью разноцветными геометрическими фигурами (в центре каждой фигуры пришита пуговица).
    Ход игры: ребенку предлагается найти в коробке такую же пуговицу, как на фигуре, расположенной в верхнем правом углу (нижнем левом, снизу посередине, справа посередине, в центре и т.п.).
  2. «Отдай все пуговицы»
    Цель: закрепление количественного счёта до 10, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, памяти, умения соблюдать правила игры.
    Игровой материал: коробка с разнообразными пуговицами и квадратный коврик с девятью разноцветными геометрическими фигурами.
    Ход игры: в игре принимают участие до четырёх детей. Каждый ребёнок выбирает из коробки 10 пуговиц и выкладывает их на выбранной фигуре, расположенной в углу коврика. Дети по очереди бросают кубик и отдают соседу слева столько пуговиц, какое число выпало на кубике. Побеждает тот, кто первый отдаст все пуговицы.
  3. «Укрась елочку»
    Цель: развитие умения сочетать цвета и оттенки; развитие воображения, эстетического вкуса; воспитание усидчивости.
    Игровой материал: коробка с разнообразными пуговицами и коврик с аппликацией «Елочка».
    Ход игры: ребёнок выкладывает на силуэт елочки разные пуговицы, обращая внимание на красивые сочетания цветов и оттенков.
  4. «Выложи из пуговиц крону осеннего (зимнего, весеннего, летнего) дерева»
    Цель: развитие цветового восприятия, умения сочетать цвета и оттенки, эстетического вкуса; воспитание усидчивости.
    Игровой материал: коробка с разнообразными пуговицами и коврик с аппликацией «Дерево без листвы» (листья дети выкладывают из пуговиц).
    Ход игры: ребёнок выбирает из коробки пуговицы нужных цветов и оттенков, и выкладывает из них крону дерева.
  5. «Придумай и выложи из пуговиц ёлочную игрушку»
    Цель: развитие творческих способностей, воображения, эстетического вкуса.
    Игровой материал: коробка с разнообразными пуговицами и коврик с аппликацией «Елочная игрушка».
    Ход игры: ребенок выкладывает из пуговиц любую елочную игрушку по своему замыслу.
  6. «Посади цветы в клумбу»
    Цель: развитие мелкой моторики, закрепление количественного счёта до 7-ми.
    Игровой материал: коврик «Цветочная клумба» (к коврику пришиты пуговицы, цветы пристёгиваются к коврику).
    Ход игры: ребенок пристегивает к пришитым на коврике пуговицам цветы.
  7. «Ковер из листьев»
    Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде листьев различных деревьев.
    Игровой материал: коврик «Осенние листья» (к коврику пришиты пуговицы, листья пристёгиваются к коврику).
    Ход игры: ребёнок пристегивает к пришитым на коврике пуговицам осенние листочки и называет, от какого дерева листок, и его цвет.
  8. «Поймай пуговку»
    Цель: знакомство со свойствами металлических предметов и скрытыми свойствами магнита.
    Игровой материал: коробка с разнообразными пуговицами и магнитная удочка (для «ловли» металлических пуговиц).
    Ход игры: ребенок магнитной удочкой ловит металлические пуговицы. После того, как все пуговицы выловлены, педагог обращает внимание на то, что не все металлические пуговицы притягиваются к магниту. Некоторые металлы не обладают таким свойством.
  9. «Определи свою пуговицу на ощупь»
    Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики; профилактика эмоционального напряжения.
    Игровой материал: коробка с разнообразными пуговицами и тканевый мешочек с завязками.
    Ход игры: ребёнку предлагается изучить на ощупь несколько пуговиц. После этого ребенок выбирает одну из них, которую в дальнейшем будет искать. Затем пуговицы кладутся в мешок. Ребенок, ощупывая мешок, ищет свою пуговицу.

Предложенная нами подборка дидактических игр может быть значительно расширена играми на развитие памяти, внимания, сенсорного восприятия, например, такими как: «Продолжи ряд», «Повтори узор», «Какой пуговицы не стало» и другими. Кроме того, пуговицы можно использовать на занятиях по лечебной физкультуре для профилактики плоскостопия. Для этого ребенок должен ходить босыми ногами по пуговицам и собирать пуговицы пальчиками обеих ног поочерёдно.

Таким образом, работа с пуговицами оказывается весьма разнообразна, увлекательна и проста в применении. Она позволяет решать многие педагогические задачи. Эти игры могут широко использоваться родителями детей и воспитателями других детских садов.