Знакомство с профессиями с раннего детства

Петрова С. А., воспитатель разновозрастной группы «Жемчужинки» для детей с ТНР
ГБДОУ детский сад № 42  
Садовская Н. В., воспитатель разновозрастной группы «Жемчужинки» для детей с ТНР
ГБДОУ детский сад № 42  

Стихотворение Владимира Маяковского «профориентационной» направленности «Кем быть?» рассчитано на подростков, которым в ближайшее время выбирать свой путь по жизни. А мы, воспитатели гуппы «Жемчужинки», ещё до поступления наших ребят в школу знакомим их с различными профессиями, которые когда-нибудь могут стать делом их жизни.

Как дошколятам рассказать о том, чем занимаются взрослые? Знакомство с серьезными профессиями должно проходить на уровне, который детям понятен. Причем только слова взрослых не помогут раскрыть основные моменты многих профессий. Поэтому педагоги детского сада разработали свои методы, доступные для понимания детей.

Во-первых, какие-то из видов трудовой деятельности ребята могут наблюдать самостоятельно. К таким профессиям относятся повара, врачи, парикмахеры, водители общественного транспорта, пожарные, продавцы и другие. Но им интересно, когда представители этих профессий сами делятся секретами. Для этого мы приглашаем родителей ребятишек и представителей разных сфер трудовой деятельности, чтобы они рассказали о своей работе, о том, как и почему выбрали своё дело. Малыши с интересом слушают такие рассказы, а потом сообщают, что тоже выберут такую профессию. Следующие гости знакомят их с другими видами работы. И опять ребята готовы пойти по их пути. Это говорит о том, что их увлекают рассказы взрослых, что в каждой профессии они находят для себя что-то интересное и важное.

В процессе ознакомления с профессиями нашим воспитанникам помогают сюжетно-ролевые игры. Предлагаем ребятам попробовать себя «в деле». Тематические костюмы и атрибуты подчёркивают серьёзность таких игр. К примеру, дошколята любят играть в магазин, в больницу, с удовольствием делают друг другу причёски, разносят, как настоящие почтальоны, самодельные открытки и коробки. Более натуральной и интересной становится игра в поваров, когда ребята по-настоящему самостоятельно делают салаты, составляют бутерброды. Особенно по нраву им экскурсии на кухню, где повара готовят для них обеды. Почти все оттуда потом выходят будущими поварами.

Приятно, что наши дети часто играют в детский сад, выступая то в роли воспитателей, то в роли воспитанников. Значит, и наша профессия им тоже очень нравится, и они знают, что она из себя представляет.

На прогулках наша профориентационная работа с детьми продолжается. Мы рассказываем о людях, которые ухаживают за цветами, работают в городских садах и парках, наводят чистоту на улицах города с помощью уборочной техники. Изучение профессий продолжается и в детской библиотеке, где по сказкам и рассказам юные посетители ближе знакомятся с окружающим миром, с тем, как взрослые украшают его своей заботой и любовью.

Нашим детям еще много лет шагать к моменту выбора своей будущей профессии. И пусть пока они готовы стать в будущем то учителем, то поваром, то врачом, но придёт время, и они остановятся на одной из профессий, о которых мы рассказываем им сегодня. И мы, педагоги детского сада, желаем нашим ребятам когда-нибудь среди множества путей найти свой путь и любимую работу, которая обязательно принесёт им удовлетворение и счастье.