Проектная деятельность по формированию предпосылок  ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста «Песочных дел мастера»

Холина С.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Масленникова В.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка.
К.Д. Ушинский

В нашем учреждении ежегодно реализуются  различные проекты для детей. Так, например, последний проект был направлен на формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. Для совсем маленьких детей мы выбрали проект «Песочных дел мастера».

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Но на самом деле, это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается из ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухим и мокрым, легким и тяжелым, липким и рассыпчатым. Он обладает разными свойствами, познавая их, ребёнок открывает для себя новые горизонты развития.

В нашей группе проект был посвящён постройкам из песка. Но прежде чем начать строить песочные фигуры, мы ознакомили детей  со свойствами мокрого и сухого песка, проводя эксперименты с ним. Затем играли с песком, отыскивая в нём игрушки, рисуя необычные рисунки пальчиками. Из влажного плотного песка дети строили целые замки, мосты и города. Постройки были разными, не похожими друг на друга, они заставляли удивляться и мечтать. Все дети проявляли творчество и фантазию. Детям очень нравилось украшать свои постройки камушками, ракушками, листиками, шишечками, цветочками, делать при помощи ладошек песчаные дюны и барханы. 

В совместной деятельности дети с нашей помощью раскрашивали картинки цветным песком, лепили угощение для лягушки, инсценировали сказку «Колобок» прямо в групповой песочнице.

Не остались в стороне и родители воспитанников – они приняли участие в изготовлении фотоколлажа “Песочных дел мастера”, помогли в изготовлении переносной песочницы с песком, участвовали вместе с детьми в мастер-классе «Фигуры из песка».  

Нами были собраны различные картотеки по теме, каталог пальчиковой гимнастики, каталог загадок, стихов, дидактических игр, проведены консультации для родителей.

Например:

  1. Игра «Пересыпание сухого песка через воронку».
    Цель: ознакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
    Содержание: воспитатель подводит группу детей к песочнице, раздает детям бутылочки, ведерки, формочки; показывает, как сыпется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает  водой часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
  2. «Игры с ситом»
    Цель: развитие тактильных ощущений.
    Содержание: воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь сито. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребёнок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из киндер-сюрприза).

Дети по природе своей – исследователи, и необходимо помочь им делать открытия, дать возможность пробовать, искать, изучать, думать, размышлять, анализировать, делать выводы, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Итоговым событием проекта стал досуг «В гостях у Песочной королевы», где были закреплены полученные ранее представления  об играх с песком.