Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста «Текстильный комбинат»

Алексеева Н.А., воспитатель  ГБДОУ № 43

На базе нашего дошкольного учреждения ежегодно реализуется проектная деятельность. В нашей группе мы реализовали проект «Текстильный комбинат», направленный на формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Целью нашего проекта являлось формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к таким профессиям, как ткач, дизайнер тканей, закройщик, швея.

На подготовительном этапе было проведено интервьюирование детей «Что вы знаете об этих профессиях?», анкетирование родителей «Кем хочет стать ваш ребенок?», чтение различной художественной литературы: рассказы И. Ревю «Швейное дело», Б Заходера «Портниха», Н. Носова «Заплатка»; М. Ю. Картушиной «Заяц-портной». Рассматривали иллюстрации, смотрели телепередачи, мультфильмы для ознакомления с профессиями нашего проекта: мульт-урок «История появления тканей»; телепередачу «Спокойной ночи, малыши», где рассказывалось о различных тканях; серию мультфильмов про Фиксиков и Солнечных зайчиков «Швея и портной», «Детский ткацкий станок»; аниматик-серию «Профессия закройщик»; мультфильм «Калейдоскоп профессий».

Основной этап включал себя проведение различных мастер-классов с родителями: «Елочка-красавица», «Игрушка для питомца», «Декорирование ткани», «Ткацкий станок», «Рисование по тканям акриловыми красками», «Платье для куклы». В процессе совместной с родителями работы были  даны рекомендации родителям по выполнению заданий  с детьми дома, которые дети  с удовольствием выполняли. Сотрудничали с районной библиотекой, где детям рассказали о происхождении таких профессий, как  ткач, дизайнер тканей, закройщик, швея. Педагог по изобразительному искусству провела беседу «Знакомство детей с дизайнерами по тканям». В группе провели мастер-класс для детей «Работа швеи», беседу «Виды тканей». Через сюжетно-ролевые игры ознакомились с профессиями ближе.

Отдельное внимание уделили экскурсии в ателье, где ознакомились с предметами, необходимыми для шитья, и этапами пошива одежды.

Итоговым мероприятием стал поход с детьми нашей группы в Этнографический музей. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для детей форме им рассказали об истории и культуре России. Рассказали о том, откуда берутся ткани, какие ткацкие станки были у разных народов, какая была у них одежда. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями. После того как мы посетили музей,  была проведена беседа с детьми о том, что больше всего им там понравилось.. Дети неустанно и яростно рассказывали о своих впечатлениях.

Нами собраны различные картотеки по теме, каталог пальчиковой гимнастики, каталог загадок, стихов, дидактических игр.

Также были созданы различные дидактические игры: журнал игр «Профессии», книга «Виды тканей», игра «Подбери наряд кукле», «Ателье».

Считаю, что данный проект позволил сформировать представления детей о профессиях нашего проекта и понять значимость этих профессий.