Дубоносова А.В., воспитатель ГБДОУ № 43
Соснина Т. В., воспитатель ГБДОУ № 43
Кобзарь Н.Ю. , учитель-логопед ГБДОУ № 43
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование позитивных установок детей дошкольного возраста к различным видам труда. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет кругозор детей, но и формирует у них определенный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Сложность работы заключается в том, что у дошкольников с ОВЗ (ТНР) эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие, поэтому работа педагогов заключается в том, чтобы заинтересовать детей и родителей миром профессий. Знакомство с ним проходит через все виды детской деятельности и осуществляется планомерно, последовательно с использованием разнообразных форм и материалов и технологий.
Для повышения эффективности педагогической работы по формированию ранней профессиональной ориентации у детей-логопатов мы активно используем разнообразные современные образовательные технологии.
Работу по ранней профессиональной ориентации мы начали с игровой технологии, так как ребенку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть.
Во время ознакомления с профессиями мы играли в разные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные, пальчиковые, – но современные дети развиваются в мире, где в скором времени будут востребованы профессии будущего. Поэтому в рамках проекта «Кидбург – город профессий будущего» был создан игровой макет с игровыми центрами: «Инженерно-техническая лаборатория беспилотной авиации и дирижаблей», «Инженерно-техническая лаборатория по кораблестроению».
Реализация этого проекта позволила нам активизировать интерес детей с ОВЗ (ТНР) к миру профессий, систематизировать их представления о труде людей разных профессий, особенностях деятельности и трудовых действий. Данная работа проходила через познавательную, продуктивную, игровую и речевую деятельность детей.
В своей работе мы использовали и технологию проектной деятельности, которая позволила нам в процессе организованной, поэтапной и заранее спланированной практической деятельности познакомить воспитанников с профессиями в рамках реализации проектов: «Все работы хороши», «Юный финансист», «Военные профессии». Дети совместно с родителями и педагогами экспериментировали, участвовали в театрализованной деятельности, сотрудничали с различными организациями города: музеями, театрами, творческими студиями и мастерскими, – а также посещали различные экскурсии и мастер-классы.
В настоящий момент мы реализуем долгосрочный проект по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации «Кидбург – город профессий будущего», который разрабатывается с 2022 года.
В рамках этого проекта дети знакомятся с профессиями прошлого, настоящего и профессиями будущего. На начальных этапах реализации проекта из разных видов конструктора был создан целый город будущего. В нем создавались игровые ситуации, во время которых дети погружались в профессиональные роли и знакомились с трудовыми действиями выбранной профессии: проектировщик беспилотной авиации, инженер конструктор производства малой авиации и дирижаблей, пилот малой авиации и дирижаблей и др.
Для создания более целостной системы формирования у детей ранней профессиональной ориентации и навыков работы с информацией мы используем технологию критического мышления. Она позволяет нам использовать разнообразные приёмы, направленные на то, чтобы сначала заинтересовать ребёнка, пробудить в нём исследовательскую творческую активность, а затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.
Критическое мышление – это самостоятельное открытое мышление; это информация (знание), которая является отправным пунктом развития критического мышления; это уяснение проблемы, которую нужно решить, начав с постановки вопросов; это нахождение собственного решения проблемы, подкрепленного разумными, обоснованными доводами и убедительной аргументацией; это социальное мышление, где всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими; это отправная точка для развитая творческого мышления.
Опираясь на базовую модель развития критического мышления, мы стараемся каждое занятие по профессиональной ориентации выстроить так, чтобы ввести детей в проблему и актуализировать имеющийся у них опыт и знания, дать возможность каждому из воспитанников с ОВЗ (ТНР) осмыслить и закрепить новый материал.
В своей работе мы используем разнообразные приёмы развития критического мышления, которые позволяют нам обеспечить интеллектуальное и коммуникативное развитие детей с речевыми нарушениями, помочь им осознать значимость личного вклада в общее дело. Дети на таких занятиях учатся уважительно относиться к чужому (пусть даже неверному) мнению, вести диалог, что дает им возможность исключать получение негативной оценки.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования и используя современные технологии.