Мир глазами ребенка в период адаптации

Латышева М.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7
Лященко Е.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное социальное явление актуально практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления. Человек адаптируется к окружающему миру и людям так же, как и окружающие люди вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещению, распорядку дня, педагогам и другим детям вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы, цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду, зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом.
  2. Психологическом.
  3. Социальном.

Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления являются:

  • отрицание – игнорирование неприятной или травмирующей информации;
  • регрессия – проявление инфантильного поведения;
  • формирование реакции – изменение положительного на отрицательное, и наоборот;
  • вытеснение – стирание из памяти тех эпизодов, которые причиняют боль;
  • подавление – намеренное игнорирование и забывание неприятных воспоминаний;
  • проекция – приписывание миру или людям качеств, которыми человек сам обладает;
  • идентификация – приписывание себе качеств другого человека или нереального персонажа;
  • рационализация – попытка интерпретировать ситуацию так, чтобы она меньше всего травмировала личность;
  • юмор – способ снижения эмоциональной напряженности;
  • сублимация – преобразование инстинктивных реакций в общественно приемлемые формы.

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести:

  • рвоту;
  • пристрастие к личным вещам;
  • наличие страхов;
  • неуправляемое поведение;
  • стремление спрятаться от взрослых;
  • истерические реакции;
  • тремор подбородка, пальчиков.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно… Однако расставание не следует затягивать, так как ребёнок видит, что мама волнуется, и начинает ещё больше плакать. Пусть мама приободрит малыша, пообещает, что скоро придёт. Чаще всего ребёнок откликается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее находиться весь день в детском саду ребёнку трудно, поэтому в первые дни советуем забирать малыша раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду. Например, первый день – два часа; второй – четыре часа и так далее в зависимости от того, как ребёнок чувствует себя на новом месте.

Родители должны рассказывать ребёнку о детском саде, о том, что ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: «не будешь слушаться – отведу в детский сад.»

Ребёнка нужно заранее (хотя бы за неделю) предупредить о том, что он пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче.

И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями, психологом, логопедом и специалистами детского сада.