Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с помощью оригами

Мещерякова О. А., воспитатель ГБДОУ № 12

Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни, – как реализовать себя, использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Как пробудить творческие способности, как помочь им развиться? Что нужно для этого сделать? Педагоги уверены, что необходимо уделять большое внимание созданию условий для развития духовно богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Одним из путей развития творческого потенциала личности ребенка является организация занятий по оригами.

Оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел. Это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Оригами чрезвычайно удачно сочетается с насущными природными способностями и тесно связанными с ними природными потребностями человека. Иными словами, оригами предлагает насыщенную, легкоусвояемую и весьма разнообразную эмоциональную и умственную пищу, гармонично сбалансированную по нагрузке для развития логического и образного (пространственного) творческого воображения, мышления и памяти. При правильном проведении занятие сопровождается ярким эмоциональным подкреплением от самого процесса работы и итогов труда.

Старшие дошкольники с интересом осваивают складывание новых интересных фигурок по схемам, время от времени с удовольствием играя в получившиеся оригами. Замечено, что оригами позволяет выявить (пробудить), успешно и увлекательно взрастить, натренировать такие важные природные способности воспитанников, как логическая и образная память, мышление, внимание. Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает – машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!

В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувство эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Также оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.

  • Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Оригами способствует развитию концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  • Оригами знакомит детей и c основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник…
  • Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
  • Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.

Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Выявлено, что оригами развивает пространственное творческое воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях (так как неуспевающих на занятиях оригами нет); знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.