Дубова Н.В., учитель ОРКСЭ ГБОУ школа № 459
Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится,
если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла.
Без обращения к традиционным основам жизни,
благодаря которым мы некогда стали Великой Державой,
невозможно дальнейшее развитие страны.
Святейший Патриарх Алексий II
При образовании чрезвычайно вредно развивать
только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце и душу…
св. Иоанн Кронштадский
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем в современном обществе. Воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа – ключевая задача современной государственной политики Российской Федерации. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины, поэтому эта работа очень важна и актуальна. Для этого в четвёртом классе вводится новая предметная область «Основы религиозных культур и светской этики». Она является культурологической и направлена на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Одна из важнейших задач предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
В учебный план входят шесть учебных предметов (учебных модулей). Я хотела бы рассказать об «Основах религиозных культур народов России». Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию. Постигая исторические основы православной культуры России, школьник знакомится со священными страницами истории, воспитывается в любви к Родине и в духе миролюбия. Изучая нравственные основы православной культуры, школьник узнает, как на Руси дети относились к своим родителям, как наши предки стояли за правду, защищали родную землю и дружелюбно относились к людям других верований и культур. Учебный модуль направлен на развитие у учеников четвёртого класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Родителям предстоит выбор модуля, который им ближе. Этот выбор совершается в соответствии с культурно-историческими и нравственными традициями семьи. Например, если необходимо купить бытовую технику, то предпочтение будет зависеть от личного вкуса и финансовых возможностей. А когда родителям предстоит выбрать для своего ребёнка-школьника учебный модуль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», то здесь решение родителей имеет особое духовно-нравственное, культурно-историческое и мировоззренческое значение. Поэтому необходимо уяснить для самих себя, к какой культурно-исторической традиции вы себя относите; как осознаёте традиции своего народа; хотите ли чтобы дети продолжали духовно-нравственные традиции своих предков?
Мне очень понравилось стихотворение Беллы Иордан:
Мы своих не помним прадедов,
Мы о них забыли начисто,
И в убогих биографиях
Наши прадеды не значатся.
Как там было имя-отчество?
Расспросить бы, да всё некогда,
А точней, не очень хочется –
Есть дела важнее этого. …
В суете сует взращенные
Навсегда расстались с корнями
Наши души развращенные
С пуповиною оборванной.
Не заметили, что голые,
Что убоги и обкрадены,
И с небес взирая горестно,
Нас жалеют наши прадеды…
Время мчится быстрой конницей,
Все старее племя каинов.
И замучает бессонницей
Запоздалое раскаянье.
Но к возмездию неравному
Нас уже приговорили –
Мы уйдём, а наши правнуки
Не заметят, что мы были.
Выбор за Вами!