Шаповалова В.В., учитель истории ГБОУ школы № 297
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец, мать, –
он будет лучше того учителя, который прочёл все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…
Л. Толстой
Я, Шаповалова Виктория Валерьевна учитель истории ГБОУ школы № 297 Пушкинского района города Санкт-Петербург, начала свою статью словами Л. Н. Толстого, так как это высказывание дает четкое представление о том человеке, про которого дальше пойдет мой рассказ. 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Кто же такой наставник, какие есть определения понятия наставничества?
В словаре В. Даля понятие «наставник» толкуется так – «учитель или воспитатель, руководитель», наставничество как «звание, должность, дело наставника». Аналогично рассматривается понятие «наставник» и в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова понятие «наставничество» трактуется как «форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками».
По определению современных отечественных исследователей, наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия, поднимая дух ученика, делясь с ним своим энтузиазмом, посредством своих действий и своей работы помогая другим людям реализовывать свой потенциал. С. Я. Батышев, выдающийся деятель российского образования, академик РАО, конкретизируя задачи и функции наставничества, подчеркивал, что «важной методологической проблемой наставничества является определение путей и средств формирования личности учащегося в духе общественных потребностей и идеалов, выявление влияния условий окружающей жизни, выяснение их особого воздействия на личность». Но то, что наставник, старший товарищ нужен не только учащимся, молодым специалистам, но и людям, имеющим большой стаж, я убедилась на личном опыте.
Жизнь складывается по-разному и иногда делает крутые виражи – так было и в моем случае. Родилась, училась, а потом начала свою педагогическую деятельность в Киргизской ССР, одной из пятнадцати республик СССР, большого, многонационального государства, но грянул 1991 год – и такого государства не стало. Я продолжила работать в Киргизии, в гимназии № 2 города Каракол (когда-то эта школа и город носили имя великого путешественника Н.М. Пржевальского). Русский язык был основным языком обучения, поэтому в школе обучались дети россиян, которые работали на территории независимого государства.
Но жизнь решила сделать еще один крутой поворот – переезд в Санкт-Петербург. Я, учитель с 25 летним стажем, пришла на новое место работы в ГБОУ школу № 297 Пушкинского района города Санкт-Петербурга. Судьба свела меня с Шалониной Надеждой Анатольевной, учителем обществознания и руководителем методического объединения учителей общественных наук. Это Человек и Наставник с большой буквы. Расскажу немного о Надежде Анатольевне. Она сама обучалась в нашей школе с третьего по восьмой класс. После окончания школы, пройдя обучение в Ленинградском Государственном Университете имени А. С. Пушкина и получив диплом, Шалонина Надежда Анатольевна вернулась в родные стены в 1996 году и стала преподавать историю и культуру Санкт-Петербурга, а потом историю и обществознание. В стенах родной школы и проявился ее талант наставника. Она делится не только своим педагогическим опытом, но и оказывает моральную, душевную и дружескую поддержку. Я хочу сказать ей огромное спасибо за то, что она подставила мне свое дружеское плечо и помогла адаптироваться в новом коллективе, разглядела во мне родственную душу и помогает мне и сегодня. Представьте мое состояние: переезд, новый коллектив, в котором нужно было доказать, что мой стаж и опыт нарабатывался не один год и что люди из глубинки много чего умеют. И вот в этот момент рядом оказалась именно Она – Надежда. Даже значение имени соответствует ее характеру. Оно произошло от древнегреческого имени одной из сестер-мучениц Элпис и означает «надежда». Тайна имени кроется в его прямом значении. Еще одной отличительной чертой Надежды Анатольевны является ее скромность. Она никогда не добивается для себя каких-то привилегий, пойдет просить за коллегу, но за себя – никогда. Я уверена, когда я дам ей прочитать свою статью, она покраснеет и скажет: «Вы заставили меня смутиться, спасибо вам, Виктория!»
Завершу свою статью словами Шрила Гоура Говинда Свами: «Неважно, кто вы – атеист, ученый или философ, если вам повезло встретить гуру, ваша жизнь изменится коренным образом».