Пластилинография в работе учителя-логопеда с детьми с интеллектуальными нарушениями

Берлянчик О.С., учитель, учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 16
Тишкина О.Н., учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 16

Школа находится в постоянном поиске путей совершенствования процесса обучения, развития детей разных возрастов и с различными образовательными потребностями. Логопедическая практика имеет различные технологии, направленные на диагностику и решение речевых проблем. Помимо традиционных технологий используются нетрадиционные в работе с детьми с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью – это арт-терапия, в частности, пластилинография. Во время выполнения задания происходит коррекция моторики рук, познавательной и речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы. Данная технология доступна для учащихся с умственной отсталостью.

Для развития коммуникации необходимо создать среду для ребенка.  Школьники с интеллектуальными нарушениями с трудом вступают в контакт, а интересная деятельность и арт-терапевтические методы этому очень способствуют. Учащимся коррекционной школы проще рассказать о том, что они делают, а если нет речи (алалия), то участие в практической творческой деятельности поможет коммуникации. Лучше всего у детей происходит накопление пассивного и активного словаря через увиденное и осознанное.

При использовании пластилинографии ребята учатся различать расположение в пространстве и пространственные отношения. На занятии пластилинографией  школьники учатся общаться между собой и учителем-логопедом. Интереснее происходит работа над пересказом или ответы на вопросы по слепленной картинке, можно составить рассказ-описание по объемной работе (по различным лексическим темам). Можно вылепить фигуры на заданный звук или вылепить буквы, можно лепить слоги и слова. Ошибки при работе с пластилином легче исправить, чем на бумаге – это возможность ощутить успех и справиться со страхом ошибки.

Чем полезна такая арт-терапия? Это:

  • метод, соединяющий в себе психологию, педагогику, творчество;
  • способ получения творческого продукта;
  • возможность осознания собственной ценности;
  • средство невербального общения.

Пластинографией могут заниматься все – ведь она не требует каких-либо способностей к изобразительной деятельности.

Пластилинография на занятии с учителем-логопедом позволяет создавать особую атмосферу игры и творчества, подбирать для каждого сюжет и тему.

Техники арт-терапии являются перспективным средством коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития.