Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе

Алексеева О.Б., воспитатель ГБДОУ № 9
Белокур Л.А., воспитатель ГБДОУ№ 9

Развитие связной речи является одним из важнейших критериев подготовки ребенка к школе. Общаясь с ребенком в этом возрасте, мы сразу можем оценить его готовность перейти на следующую ступень обучения.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма – все это является целью развития связной речи у дошкольников.

Чтобы детям было легче овладевать этими умениями мы вместе с родителями должны всячески помогать, способствовать развитию ребенка в данной области. В нашей группе «Здоровячки» проходят регулярные занятия по развитию связной речи. Они включают в себя следующие методы и приемы:

  • совместная деятельность,
  • пересказ,
  • рассказывание по картине,
  • по серии сюжетных картинок,
  • рассказ из личного опыта,
  • творческое рассказывание по заданной теме,
  • по стихотворению,
  • по сказке,
  • по скороговорке,
  • составление описательного рассказа,
  • заучивание стихотворений,
  • беседа,
  • сюжетно-ролевая игра,
  • речевые игры,
  • индивидуальная работа,
  • интеграция видов деятельности,
  • наблюдения,
  • экскурсии,
  • игры-драматизации,
  • игры-инсценировки,
  • загадки.

Придерживаясь в работе такой линии обучения детей, мы развиваем как диалогическую, так и монологическую форму развития речи.

При формировании диалогической речи развиваем у детей умения отвечать на вопросы, задавать их, высказывать свои мнения. Развиваем эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учим использовать выразительные средства речи: жесты, мимику, интонацию. Детям нашей группы очень нравится, когда мы используем в нашей работе прием рассказа из личного опыта. Ребята легко и быстро вступают в диалог, учатся давать доброжелательную и аргументированную оценку данному рассказу. В сентябре мы бурно обсуждали наши выходы в лес за грибами. Каждому хотелось поделиться своим опытом. Это способствовало и обогащению словарного запаса наших воспитанников.

При формировании монологической речи учим детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно, точно и выразительно строить высказывание (как в пересказах литературного текста, так и в самостоятельном рассказывании).

Как уже говорилось выше, для того чтобы ребенок быстрее и лучше начал говорить правильно, мы с самого раннего возраста предлагаем родителям играть с детьми в специальные речевые игры: это могут быть как дидактические игры, так и речевые пятиминутки, игры для фонематического развития, игры с движением и т.д.

Таким образом, для того чтобы дети научились логично и связно излагать свои мысли, чаще играйте с ними в речевые игры. Обогащайте словарь ребёнка, описывайте предметы, явления, людей, природу и пр.