Проектная деятельность по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста «Обувная фабрика»

Анохина А.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых и созданных их трудом предметов.

 Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в окружающий его мир. Поэтому очень важно познакомить малыша с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Профессии на обувной фабрике очень разнообразны и важны. Даже первобытные люди каменного века уже носили примитивную обувь: обертывали стопу куском шкуры или коры и закрепляли на ноге с помощью гибких корней, стеблей растений. В Древней Руси весной и осенью крестьяне носили лапти, сплетенные из липового лыка — тонкого верхнего слоя коры липы.

Работа сапожника была настоящим искусством, отличалась тщательностью отделки, высоко ценилась людьми. Сейчас обувные фабрики шьют огромное количество разной обуви от домашних тапочек до вечерних выходных туфелек, от спортивных кроссовок до сапожек на высоких каблуках.

Решая в ходе проектирования различные задачи познавательного характера, дети понимают значимость и ценность труда взрослых, обогащают и активизируют свой словарный запас.

Целью проекта было формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к вещам и труду взрослых.

На начальном этапе мы показали детям презентацию  профессий, необходимых на обувной фабрике, – это мастер, закройщик, дизайнер. Задачи были следующие:

  • формирование у воспитанников представлений о   таких профессиях, как закройщик, дизайнер, мастер, создатель летающей обуви;
  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора.  

Далее у нас состоялся просмотр видеофильма, где было наглядно показано детям, как люди работают на фабрике, чем именно занимаются, какими инструментами пользуются.

Дети оказались под таким впечатлением от данного фильма, что захотели сами в саду открыть свою мастерскую обуви и примерить на себя роль мастера и дизайнера. Мы с удовольствием поддержали эту идею и построили вместе с детьми мастерскую.

С родителями был проведён мастер-класс «Хрустальная туфелька». Родителям было предложено побывать в роли дизайнера и создать свою пару обуви из бумаги.  Мамам очень понравилась идея, было очень весело и интересно наблюдать, как взрослые тщательно и аккуратно создают предметы обуви. После мастер-класса мы  открыли выставку изготовленных родителями изделий,   детки с огромным удовольствием посетили её и попытались угадать, какую пару туфель придумали их мамы.

Конечно же, наш проект не обошёлся и без профессии будущего. Мы рассказали ребятам о создании летающей обуви, с помощью которой в будущем можно будет быстро передвигаться по улице, не опаздывать, перепрыгивать лужи и ямы. Ребята выясняли, какие же материалы можно будет использовать при создании такой обуви и, конечно, думали, какая профессия поможет в её создании.

В результате реализации проекта нами собраны различные картотеки по теме, каталоги загадок, дидактических игр.

За время реализации проекта ребята посетили ремонтные мастерские и увидели, как работает мастер, что именно он делает, познакомились с его  рабочим местом, но больше всего детей впечатлил станок, на котором ремонтируется обувь.

Итоговым продуктом нашей деятельности с детьми стало создание ремонтной мастерской с необходимыми атрибутами, а с родителями мы  создали книгу «Обувь», в которой представлены изображения  разных видов обуви и  история их  создания.

Данный проект позволил сформировать у детей представление о профессиях, необходимых на обувной фабрике, помог понять значимость этих профессий и поспособствовал воспитанию бережного отношения к вещам (обуви), уважения к труду взрослых.