Абитова О.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Синяк И.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Как приобщить ребёнка к миру взрослых? Одно из направлений – это ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста через знакомство с профессиями.
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Небогатый жизненный опыт ребёнка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослого из ближайшего окружения. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Нами было принято решение создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии профессий и их ценности для промышленного производства на примере проекта «Завод бытовой химии». Мы ознакомили детей с такими важными в современном мире профессиями, как геолог, химик-технолог и эколог. Оказалось, что ни с одной из этих профессий дети не знакомы. Однако и наших знаний оказалось недостаточно, и мы, увлекшись такой проектной деятельностью, принялись с неистовым интересом изучать особенности этих профессий. Мы собирали и создавали демонстрационные материалы, пополняли базу экспериментальной деятельности, обогатив ими развивающую среду группы. Запланировали экскурсию в школу. Привлекли к участию родителей – дети помогали родителям в домашних совместных делах по уборке дома. Также каждый из родителей создал свою познавательную красочную страничку для альбома «Полезные ископаемые», когда изучали профессию геолога. Ребята с родителями собрали коллекцию камней.
Но все по порядку.
Главной целью было ознакомить детей с понятием промышленного производства на примере завода бытовой химии через знакомство с тремя профессиями: геолог, химик-технолог, эколог.
Началось все с того, что в один прекрасный день мы открыли сказочную повесть английского писателя Роальда Даля и познакомились с мальчиком, которого звали Чарли. Волей судеб он попал на шоколадную фабрику эксцентричного кондитера мистера Вилли Вонки. Так в доступной для детей форме мы познакомили их с понятием «фабрика», ребята узнали, как она «живет» и как она «работает». После уже было легче говорить о заводе бытовой химии. Правда сразу столкнулись с проблемой. Ребята полагали, что зубная паста появляется из магазина, перчатки, мыло и прочая бытовая химия живет сразу на полках дома, бензин можно всегда залить в машину на заправке, так как он выкачивается из специальных баков в «нашу машину». Мы узнали много и других забавных фактов о бытовой химии.
Когда дошло дело до знакомства с профессиями, мы поняли, что выбрали верное направление. О профессии геолога не знал никто. Детей очень заинтересовала профессия тем, что это связано с путешествиями в далёкие неизведанные края, что это всегда новые впечатления и что многое можно узнать о недрах земли. Ребята с удовольствием рассматривали карты мира и России с обозначением полезных ископаемых. Увидели, какими полезными ископаемыми богата наша страна.
Особое внимание привлекали презентации и игры, которые мы составляли и подбирали детям по темам. Дети играли самостоятельно, в парах, и по командам, и совместно с воспитателями, мы часто пользовались специальным оборудованием группы – столом-Mimio. Мы с большим удовольствием создавали и находили для ребят игровой дидактический материал. Еще важно было ознакомить детей с таким природным богатством, как нефть. Картинки, конечно, рассматривать интересно, но, когда была организована экскурсия в школу и ребята в кабинете химии увидели настоящую нефть, хранящуюся в лаборатории в специальных бутылочках, их удивлению и восторгу не было предела.
Встречали нас в школе старшеклассники из педагогического класса, которые по своей профильной программе специально готовили встречу с дошкольниками совместно с учителями. Они подготовили детям образовательно-игровой блок по двум направлениям: геология и химия. Большой интерес у наших детей вызвала коллекция минералов, её можно было не только посмотреть, но и подержать в руках. И, конечно, малышей поразили химические опыты, которые проводили школьники-наставники. Ребята увидели, что такое «смешивание веществ», «химическая реакция», «лакмусовая бумага», «углекислый газ», «шипение».
После посещения школы мы приступили к знакомству с профессией химика-технолога, проводили опытно-экспериментальную деятельность и с интересом наблюдали, как одни вещества переходят в другие на примере выращивания кристаллов, мыловарения. Узнали, что такое сода, какая она бывает и где её можно использовать; с помощью углекислого газа надували воздушный шарик, проверяли, как при смешивании веществ можно изменить вес и форму предмета, проводили опыты с солью, проверяли, как и с помощью каких веществ можно вывести различные пятна с ткани. Все это восхищало и пополняло знания и опыт детей об окружающем их мире.
Помимо этого нами были созданы тематические картотеки, проведены беседы, занятия, вечера развлечений, мы рассматривали картины художников А.Д. Альховского и А.В. Андреева о геологах, слушали аудио энциклопедию для детей «Полезные ископаемые», читали сказы П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», смотрели киножурнал «Хочу все знать», читали стихи, отгадывали загадки по темам, провели нетрадиционное рисование солью по мокрой и сухой акварели, лепили каменный цветок, сделали аппликацию «Гора самоцветов» и рисунок на камне.
Мы ознакомились с заводом бытовой химии по подборке тематических фотографий. Дети узнали, что бытовая химия очень нужна людям, но она может принести не только пользу, но и вред для человека и природы, если не использовать защитные средства и не соблюдать правила безопасности, поэтому многие работы выполняют умные машины-роботы с программным управлением. Упаковку, бутылки с бытовыми химическими наполнителями, приклеивание этикеток для обозначения товара тоже выполняют не люди, а машины-роботы. Все это мы смогли продемонстрировать детям в маленьких видеоподборках.
Можем уверенно сказать – работа проведена интересная и полезная. Дети расширили свой кругозор, узнали много о современных профессиях, которые их ждут, когда они станут взрослыми. Дошкольники поняли, что в современном мире работу на промышленном производстве выполняют в основном машины-роботы, а значит, без глубокого знания компьютерных программ и технологий людям в современных условиях работать будет сложно. Необходимо изучать языки программирования, математику, химию и физику, чтобы осваивать востребованные, хорошо оплачиваемые современные специальности на любом производстве.