«Яркий калейдоскоп» – обобщение работы по экологии в летний период в детском саду

Бородачева Е.Б., воспитатель ГБДОУ № 33
Калинина И.А., воспитатель ГБДОУ № 33

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.
Х. К. Андерсен

Каким будет наш мир и его природа во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей.

Иногда деятельность человека в природе бывает безграмотной и ведёт к нарушению экологического равновесия. К сожалению, все те, кто способствует этому, были когда-то детьми, и вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Именно в раннем возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Красота окружающего мира ярче и острее ощущается именно в летний период. Поэтому в нашем детском саду всё лето педагоги старались создать необходимую атмосферу для развития представлений о флоре и фауне нашего удивительного города и воспитания настоящих защитников природы.

Экологическое воспитание мы старалась совместить со всеми видами деятельности дошкольников. Работа по развитию знаний о природе осуществлялась ненавязчиво и являлась полезной, интересной  как для воспитателей, так и для детей и родителей (законных представителей). Экологические события реализовывались через совместную деятельность воспитателей с детьми  как организованную (беседы, наблюдения и опыты, дидактические игры, чтение художественной литературы, труд в природе), так и самостоятельную.

Все знания дети закрепляли в различных дидактических играх. Их педагоги использовали не только в групповых помещениях, но и на прогулках. Такие дидактические игры, как «Огород», «Фрукты», «Чудесное лукошко», «Домик», «Пищевая цепочка», «Листочек», «По вселенной», «Насекомые», «Кто здесь лишний?», «Когда это бывает?», «Мама-малыш», «Времена года» очень помогли в ознакомлении детей с животными, птицами, насекомыми и явлениями природы нашего города.

Большая роль в экологическом образовании наших воспитанников в летний период принадлежала практической исследовательской деятельности. Для этого на прогулках были оформлены зоны экспериментирования   с набором материалов для опытов, природным и бросовым материалом, коллекциями минералов и картотекой для осуществления испытаний. С большим интересом детки занимались экспериментами, которые, как мы знаем, в дошкольном возрасте являются основной формой организации исследовательской деятельности.

 Факты, подтверждённые во время проведения опытов, запоминаются навсегда. Наши малыши теперь точно знают, что воздух не имеет цвета и формы, а ветер обладает определенной силой и направлением!

В работе по ознакомлению с природой воспитатели широко использовали художественную литературу, фольклор (загадки, стихотворения, потешки),  а также театрализованную деятельность. Ребята с удовольствием инсценировали сказки «Грибок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и получили не только массу положительных эмоций, но и экологические знания!

Особое место было отведено работе с родителями, которые каждый раз выступали в роли незаменимых помощников педагогов. С их помощью были проведены экологические акции, организованы выставки «Лето в парках Санкт-Петербурга», «Летние впечатления». Это дало возможность родителям ближе узнать своих детей, активнее самим включиться в работу по обеспечению чистоты родного города, быть сознательным гражданином, настоящим патриотом.

В ходе проведенных мероприятий значительно улучшились экологические представления малышей детского сада № 33  о природе нашей Родины, её флоре и фауне. 

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром!