Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка

Тарковская О. А., учитель русского языка и литературы школа № 645

В Концепции модернизации образования говорится: «…Модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Целью моей работы стало развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно-ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

 Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность

Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

– Психофизическая Тренировка (элементы аутотренинга,настрой на урок
– Психогимнастика
– Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах
Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа.
Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская
Работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК
Разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК
Разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод
Подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная технология

– создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

– создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».

Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание, говорение – гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя:

  1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
  2. Аутогенную тренировку (самовнушение).
  3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга “Игры – обучение, тренинг, досуг” В. В. Петрусинского: индивидуально или в парах, групповой игровой тренинг с элементами соревнования «Полет на космическом корабле», «Смешинка»)
  4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей.
  5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы.
  6. Метод “хохочущих” фотографий (автор – психолог Алексей Чалый).

Моя задача – не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используется мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Формы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.

Методы

Формы урока

  • Проблемный метод
  • Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
  • Работа в группах, парах
  • Работа с портфолио
  • Урок – дискуссия
  • Урок – игра
  • Урок – КВН
  • Урок – беседа
  • Урок – экскурсия
  • Интегрированный урок
  • Урок – концерт
  • Урок – спектакль
  • Урок – размышление

Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

1 часть. Учебная деятельность (включает в себя)

  • результаты обучения ученика по четвертям и за год;
  • отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Пегас”, конкурсах сочинений и т.п.
  • самооценку школьника своей учебной деятельности.

2 часть. Участие в делах класса и школы (включает в себя)

  • результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
  • отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
  • спортивные достижения учащихся.

Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.

Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.

Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

  • Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»).
  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) игры, игровые элементы – игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
  • Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).

Свою работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег, работающих по различным учебным методическим программам. Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.