Тарковская О. А., учитель русского языка и литературы школа № 645
В Концепции модернизации образования говорится: «…Модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Целью моей работы стало развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно-ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
№ |
Этап урока |
Варианты использования образовательных технологий |
Методы и приёмы |
1 |
Актуализация знаний |
Игровые технологии |
Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества |
Совместная деятельность Эвристическая беседа |
||
Здоровьесберегающий подход |
– Психофизическая Тренировка (элементы аутотренинга,настрой на урок |
||
2 |
Сообщение темы и целей урока |
Проблемное обучение |
Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества |
Работа в группах, парах |
||
Информационно-коммуникативные технологии |
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) |
||
3 |
Работа по теме урока |
Индивидуальный и дифференцированный подход |
Индивидуальная, групповая работа. |
Гуманно-личностная технология |
Создание ситуации успеха |
||
Компетентностно- ориентированное обучение |
Исследовательская |
||
Информационно-коммуникативные технологии |
Знакомство с новым материалом на ПК |
||
Развивающее обучение |
Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения |
||
Игровые технологии |
Игровая ситуация |
||
Проблемное обучение |
Создание проблемной ситуации |
||
4 |
Физкультминутка |
Здоровьесберегающий подход |
Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию |
5 |
Индивидуальная (самостоятельная) работа |
Индивидуальный и дифференцированный подход |
Разноуровневые задания |
Информационно-коммуникативные технологии |
Тестирование на ПК |
||
6 |
Подведение итогов урока. |
Педагогика сотрудничества |
Коллективный вывод |
Гуманно-личностная технология |
– создание ситуации успеха |
||
7 |
Рефлексия |
Гуманно-личностная технология |
– создание ситуации успеха |
Здоровьесберегающий подход |
Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание, говорение – гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
- Аутогенную тренировку (самовнушение).
- Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга “Игры – обучение, тренинг, досуг” В. В. Петрусинского: индивидуально или в парах, групповой игровой тренинг с элементами соревнования «Полет на космическом корабле», «Смешинка»)
- Упражнение на снятие нервного напряжения у детей.
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы.
- Метод “хохочущих” фотографий (автор – психолог Алексей Чалый).
Моя задача – не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используется мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Формы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.
Методы |
Формы урока |
|
|
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность (включает в себя)
- результаты обучения ученика по четвертям и за год;
- отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Пегас”, конкурсах сочинений и т.п.
- самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы (включает в себя)
- результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
- отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
- спортивные достижения учащихся.
Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.
Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»).
- В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) игры, игровые элементы – игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
- Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).
Свою работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег, работающих по различным учебным методическим программам. Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.