Соловьева Н.И., учитель предметной области ОДНКНР
Центра семейного образования «Царскосельский»
ОДНКНР – предмет, который возвращает нас к истокам, к истинам в вопросах воспитания. К основам духовно-нравственной культуры… Главное слово здесь – Культура. В связи с этим вспомнились размышления нашего известного литературоведа Валентина Семеновича Непомнящего в его «Беседах о романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Эти размышления, среди прочих, касаются проблемы, обозначенной словами Натура и Культура. Эта тема очень созвучна, как мне кажется, содержанию предмета ОДНКНР. И мне бы хотелось здесь порассуждать об этом, используя мысли ученого.
Натура (лат.) – природа. Это то, что рождено; то, что появилось как некая данность. Культура (лат.) – «возделывать». «Культура – делание уже рождённого лучше, совершеннее; делание рождённого тем, чем оно должно быть. Вот что такое культура»,- говорит Валентин Семенович.
Мне кажется, эта мысль прямо соотносится с учением Православной Церкви. Человек рождается с поврежденной первородным грехом природой-натурой. Господь воплотился, чтобы человек мог восстановить свою целостность, исцелиться, приблизиться к Совершенству, обожиться. Сам же Господь и указал путь этого духовного исцеления – следование Святому Евангелию. Благая Весть – это и есть та самая Культура, духовная культура, призванная возделывать нашу Натуру. Так же и в других традиционных религиях, где духовная культура – высшее проявление идеалов. Прошу простить за такое очень упрощенное, примитивное толкование богословских истин. Но, как кажется, используя эти два понятия – культура и натура – можно очень глубоко и понятно поговорить с детьми о том, что такое есть человек, какие ценности он выбирает и почему.
«Свойство Натуры (неважно – животного, человека, растения) – это …стремление к самосохранению, к деланию лучше себе. Культура (она есть только у человека)…- это стремление к деланию лучше себя. Натура – сфера интересов, а культура – сфера идеалов». Понятно, что идеалы, ценности могут быть разными, но истинная культура, всегда говорит о том, чем должен быть человек, каковы должны быть его жизненные ценности, призывает к высокому. Когда же случается так, что Культура подчиняется Натуре, служит ей, тогда происходит извращение первой. Как раз это и происходит в современном мире. Человек становится потребителем – и только. Культура не возделывает Натуру, а потакает ей, становится прислужницей Натуры, обеспечивает все её прихоти и вырождается. Современная цивилизация во многом – это система удобств, где Культура служит Натуре, а не стоит во главе. «Культура должна вести цивилизацию, диктуя ей систему ценностей… Подлинная культура – не служанка человека, а его руководительница». Валентин Семенович не говорит ни о Боге, ни о Христианстве, но очень точно и просто объясняет два начала в человеке – телесное (плотское, животное, если хотите) и духовное, богоподобное.
Еще одна мысль, выраженная Валентином Непомнящим, показалась мне интересной для разговора с учениками. Он говорит о том, что мы сейчас чаще употребляем слово – эмоции, а не – чувства. И это действительно так. В этом тоже есть проблема. Эмоции свойственны любому живому существу. Это проявление всё той же Натуры. А вот чувства доступны только человеку. (Может, у некоторых животных и есть зачатки неких чувств, как и зачатки разума, но все же это прерогатива человека). «Чувства – это одухотворенные эмоции». Детям порой очень трудно назвать свои чувства. Они не могут их именовать. А предмет ОДНКНР – о чём он? О патриотизме, о любви к Родине, об уважении ко всем прочим людям и народам, традициям и т.д. Но ведь все эти фундаментальные ценности – это еще и чувства! Мы говорим – чувство патриотизма, чувство локтя, чувство сострадания… Рассказать о чувствах – мало. Ребенок должен их пережить, прожить! Как это сделать?
Очень сложная задача для педагога, но тем более интересная. Думается, что этот предмет, как никакой другой, требует большего практического подкрепления. Это и походы в музеи, просмотры фильмов, краеведческие прогулки и туристические походы. Природа – очень мощный воспитательный фактор, как известно. Методика Педагогической мастерской – очень ценный арсенал. Все эти события вызовут определенные эмоции у детей, несомненный отклик души. А дальнейший разговор, обсуждение, размышления должны одухотворить эти эмоции и трансформировать их в чувства. Без переживания особых чувств невозможно объяснить самые важные ценности, как мне кажется.
Напрашивается вывод, что урок ОДНКНР – это ещё и урок воспитания чувств! Кроме всего прочего.
Вот на такие размышления натолкнул меня Валентин Семенович Непомнящий в своих «Беседах о Пушкине и романе «Евгений Онегин».