Фатеева Т. М., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ лицея № 408
Формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной системы образования. И сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Решение этого вопроса многие видят в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия, наследию своего народа. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия – одна из причин нравственного опустошения личности. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.
Сегодня нравственность и духовность как базовая национальная ценность русской школы привлекает особым единением учителя с учеником, нравственной ответственностью педагога за судьбу своего воспитанника, сохранением национальных традиций и культуры народа.
Формирование базовых национальных ценностей у подрастающего поколения невозможно в отрыве от культурно-образовательного пространства своего региона, своего города, своей малой Родины.
Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Нельзя воспитать – не заинтересовав.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?
Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: «Любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».
Уроки ОДНКНР призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Специфика уроков ОДНКНР предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё.
Говоря о духовно-нравственном воспитании личности, нельзя забывать о семье.
Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье», – эти слова знакомы каждому.
В формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения большое значение имеет диалог друг с другом, с учителем, с родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:
- является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;
- способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;
- развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
Урок ОДНКНР — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.
На уроках можно воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждать в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, воспитывать в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. Этой установкой продиктован подбор текстов, ситуационных задач, притч. Очень важно после прочтения беседовать с детьми, предложить детям высказать своё мнение. Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай?
Большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.
Наступившее тысячелетие требует поиска новых форм и методов работы в деле возрождения духовности и умения жить по её нравственным законам. Сейчас, когда в обществе происходит безудержное нарастание агрессии, – духовно-нравственное воспитание особенно важно и необходимо. Нравственность, человечность людей – главный показатель степени их духовности. Люди, приобретающие высокие человеческие начала, говоря библейским языком, преображаются духом. А преображённый человек не будет убивать и разрушать – он будет созидать, любить и творить добро. Поэтому так важно сегодня «сохранить духовное наследие и созидать на этом фундаменте культуры и веры только чистое, светлое и истинно духовное.
Судьба страны во многом зависит от наших учеников – от того, какие ценности ребята возьмут с собой в будущее. Ведь «дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь».