Болтуть М. В., учитель начальных классов ГБОУ школа № 530
Нравственное возрастание личности на основе
твердого фундамента христианской веры
программирует нравственное здоровье общества.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Самая величайшая общественная ценность – семья. Именно с нее начинается и протекает социальная жизнь, человек познает все разнообразие человеческих отношений, развивается физически, умственно, нравственно и духовно. В семье ребенок получает первый опыт социализации при общении с другими людьми. В каждой семье это происходит по-разному в зависимости от устоев, традиций, индивидуальных принципов жизни, микроклимата.
В наше время семейные традиции — это большая редкость. А ведь именно это и сплачивает членов семьи. Традиции формируют в доме благоприятный психологический климат, добрые отношения между всеми членами семьи. Поэтому развитие и возрождение традиций – задача, которая должна объединить родителей и педагогов, так как семейные традиции выступают основой воспитания детей.
Традиции помогают не только нормально сосуществовать в обществе, но и изменять его. Эти же обычаи, привычки, навыки, которые люди накопили за многие века практической деятельности, и передаются следующим поколениям, делают семью дружней. Родственные связи становятся крепче, преобладает взаимопонимание, уменьшается число ссор.
Дети начинают прислушиваться к мнению родителей, те, в свою очередь, проявляют больше понимания к проблемам детей и находят лучший вариант их разрешения.
Преподавание основ православной культуры в общеобразовательном учреждении не ставит своей целью дать школьнику «теорию духовности или нравственности», а направлено на то, чтобы помочь учащемуся сориентироваться в современной жизни общества. Дети в начальной школе, прежде всего, должны знакомиться со священными страницами родной истории, чтобы потом понять, почему человеку необходимо стремиться к добродетельной жизни.
Современное время требует усиления нравственного воспитание детей в школах. Эту проблему помогает решать курс ОРКСЭ, так как новый предмет имеет большое педагогическое значение и для семейного воспитания. В моей группе 17человек, 55% учащихся класса и их родителей выбрали модуль «Основы православной культуры». Это говорит о том, что родители и их дети понимают ценность своей истории, своих корней, православных традиций.
В современной жизни родителям и детям тяжело найти примеры бескорыстной любви к человеку, семье, своему народу, России. Честность, порядочность, совесть, уважение и забота по отношению к родителям, младшим, трудолюбие, милосердие – все это бесценно.
Воспитание всегда наполнено идеалами, ценностями, нравственными примерами. Там, где нет нравственных и духовных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Когда родители верующие, религиозное воспитание переносится в семью и применяется к ее условиям. В такой семье могут доходчиво объяснить детям, почему нельзя поступать плохо, раскрыв перед ними смысл нравственного поведения. Все в такой семье подкреплено религиозным укладом семейной жизни. Слова и действия родителей не расходятся. А это очень важно для ребенка, для становления его личности.
Для семейного воспитания нужно выбирать обращение к христианским, православным корням своей истории. Это то, что перешло от одного поколения к другому: обычаи, порядок поведения в быту.
На одном из уроков православной культуры детям было дано задание: вместе с родителями определить несколько культурных традиций своей семьи.
Ребята называли дни рождения, встречу Нового года, Пасху, Масленицу. Замечательной традицией стало обсуждение вопросов семейной жизни. За вечерним чаем члены семьи рассказывают о том, что сегодня произошло в их жизни, обсуждают планы на будущие выходные. Хороший обычай — разбирать собственные ошибки вместе со всеми. Это дает возможность анализировать поступки и делать правильные выводы на будущее.
Дети на уроке пришли к выводу, что следование традициям дает людям взаимоуважение, равенство, ответственность перед другими, желание помочь, совместное переживание горя и радости, уважение к старшим.
В нравственном воспитании особенно важную роль играют родители. Их самоустранение делает процесс нравственного воспитания, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, непродуктивным. Педагоги на уроках беседуют с ребенком о нравственности, но, если родители не интересуются духовностью, моральными нормами общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка нравственную позицию, все, о чем говорится в школе, не будет иметь для него особого значения.
Поэтому при определении домашних заданий ребятам предлагаются следующие фразы:
- попросите родителям рассказать вам…
- вместе с родителями подумайте…
- спросите у родителей…
- обсудите с родителями…
Помня о той роли, которую играет семья в жизни ребенка, многие выдающиеся ученые, мыслители с древних времен оставляли потомкам свои заветы об отношениях родителей и детей, устройства семьи.
Мне очень нравятся замечательные советы Владимира Мономаха своим сыновьям:
- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
- больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
- жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
- куда не пойдете и где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
- более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Закончить мне бы хотелось словами профессора Московской Духовной Академии Осипова Алексея Ильича: «Не оставляйте детей и их воспитание на самотек, на телевизор, на улицу. Это грех, и немалый…. Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением».