Любой человек, начинающий свой путь в профессии, неизменно вынужден сталкиваться с трудностями из-за отсутствия опыта. Однако с первого дня работы молодые специалисты имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные учителя, а учащиеся и их родители, коллеги и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Так получается, что только окончивший ВУЗ специалист должен уметь правильно вести документацию, составлять рабочие программы и календарно-тематическое планирование, заполнять электронный журнал, работать с цифровыми образовательными платформами, владеть современными программами для создания интересных интерактивных презентаций по теме урока, уметь работать с целым классом с помощью программ для удаленного обучения. А ещё при этом находить индивидуальный подход к каждому ученику, а главное – к каждому законному представителю каждого ученика, заинтересовывать и мотивировать класс, объяснять нетривиально и понятно. И, конечно, находить время для курсов повышения квалификации и подтверждать квалификацию прохождением тестирования. И при этом для участия в педагогических конкурсах, для демонстрации открытого урока тоже чаще всего выбирают молодых специалистов – потому что «а кого ещё»?
Как не растерять свой пыл? Не утратить желания учить? Успеть подготовить интересный урок и справиться с огромным объемом документации? К кому обратиться в сложных вопросах?
Наверное, сейчас во всех школах у молодых специалистов сейчас есть наставники, готовые помочь преодолеть первые трудности на рабочем месте. А мне в первый год работы, в моих первых шагах очень помогал проект «Учитель 21 века», который реализует информационно-методический центр Пушкинского района. Там я нашла ответы на многие вопросы, которые были не только у меня, но у каждого молодого специалиста, который стал участником этого проекта. И каким облегчением было понять, что не я одна такая – с восторгом в глазах, огнем в сердце и большим вопросительным знаком в голове. Для меня было важно понять, что не знать всего – это нормально, что задавать любые вопросы не «можно», а «нужно».
Невозможно недооценить ту поддержку, которую я получила от организаторов проекта и от его участников. Благодаря проекту «Учитель 21 века» и я, и другие молодые специалисты смогли поверить в себя, начать развивать свои сильные стороны. Проект помог увидеть перспективу своего профессионального развития, дал возможность проявить себя и заявить о себе – многие из бывших участников проекта уже победители и лауреаты районных и региональных профессиональных конкурсов.
Я стала победителем районного этапа конкурса педагогических достижений и лауреатом его городского этапа в номинации «Педагогические надежды» – для молодых учителей. Моя фотография с губернатором появилась на сайте администрации Санкт-Петербурга, обо мне напечатали в газете, меня показали по телевизору – это звучит очень красиво и здорово, однако знающие люди, которые участвовали в подобных конкурсах или же помогали в подготовке конкурсантам понимают, что это так называемый «айсберг успеха». Людям видна вершина айсберга и не видно того, что ведёт к этой вершине – бессонные ночи, долгая подготовка, огромная проделанная работа, испытанный стресс. Меня часто спрашивают, что мне дало участие в конкурсе и стоило ли оно потраченных сил и времени.
Могу ответить, что конкурс, прежде всего, помог мне глубже понять профессию. Я осознала очень важный, даже ключевой момент: что соревнуются не учителя по отдельности, а за каждым молодым учителем стоит серьёзная, сильная команда, которая готова помочь советом, действием. Для меня это был очень важное открытие! Молодые учителя – ладно, возможно не все… Я буду говорить за себя – я стеснялась обращаться к старшим коллегам за помощью и точно не ожидала, что они будут готовы мне помочь и поддержать не только словом, но и делом. И этот союз оказался очень плодотворным! Самые интересные идеи, которые привели меня к победе, рождались во время обсуждений и дискуссий с коллегами. Чужая идея, даже та, которая не пришлась по вкусу, может натолкнуть совершенно неожиданным образом на собственное открытие! Я слышала раньше фразу, что это конкурс команд, но не понимала её. Мне было сложно уложить эту мысль в своей голове! Ведь на конкурсе я буду одна, причем здесь команда? Пройдя этот конкурс от начала до самого конца, я поняла, что это действительно так. И после этого я и сама чувствую готовность в будущем оказать помощь и поддержать того, кто будет проходить эти этапы впервые.
Мне протянули не просто руку помощи, мне протянули десяток рук. Я бесконечно благодарна своим коллегам за помощь, за моральную поддержку, за доброе слово, за молча принесенную чашку кофе! Этому конкурсу я благодарна за возможность понять профессию глубоко и за возможность понять специфику профессии и осознать, какие люди действительно становятся учителями.
Хотелось бы добавить ещё кое-что, специально для тех, кто планирует участвовать в профессиональных конкурсах. Мотивация будет разная. В том числе и отрицательная. И даже в какой-то момент именно она является решающей. Просто запомните, что, когда кто-то говорит вам: «С твоим предметом мало шансов на победу», «С твоей возрастной группой учащихся не удастся показать зрелищный урок», «Попробуй, конечно, но не на что не рассчитывай», этот человек говорит о пределе своих способностей, а не ваших.
А вам, молодые специалисты, я желаю удачного старта и лёгкой адаптации в профессии. И я не сомневаюсь, что так и будет! Потому что у вас тоже есть надёжная опора в лице наших старших коллег, которые верят в молодых педагогов и поддерживают их.