Пиратова Наталья Сергеевна

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления – «Наставник будущих педагогов». В настоящее время очень актуальным является открытие классов психолого-педагогической направленности. Это обусловлено стремлением правительства поднять престиж педагогической профессии и решить проблему нехватки педагогических  кадров в некоторых регионах нашей страны. Говоря о классах подобной направленности, нельзя оставить без внимания роль наставника будущих педагогов. Кто он? К каким целям должен стремиться? Как ему организовать работу в классе психолого-педагогической направленности? На эти вопросы я постараюсь дать ответы.

Наставник – это человек, который не просто передает свои профессиональные знания и опыт, но и помогает своим подопечным в самоопределении, развитии личностных качеств. Он должен не на словах, а на деле показать обучающимся важность педагогической профессии. Наставник – это друг, помощник.

Мой опыт работы наставника будущих педагогов достаточно скромен. В школе № 552 Пушкинского района 10-ый  класс психолого-педагогической направленности впервые был открыт в прошлом учебном году. Я возглавила этот коллектив. У меня уже был опыт классного руководства, были выпуски, но в начале этого учебного года я смутно понимала, чем будет отличаться моя новая роль. И вот прошёл уже год, и я могу поделиться своими наблюдениями.

Наверное, самое главное отличие состоит в том, что повысился уровень ответственности перед учениками, которые в педагогическом классе оценивают наставника как профессионала. Познавая азы педагогики и психологии, ребята проецируют эти знания на реальную жизнь: они пытаются найти в окружающих учителях те качества и принципы, с которыми они знакомятся на занятиях. Все это возлагает на наставника (и на других учителей в целом) большую ответственность: соответствовать высокому уровню как в профессиональном, так и в нравственном плане.

Ну и конечно, наставника будущих педагогов, как мне кажется, будут отличать особые цели:

  • Помощь учащимся в профессиональном самоопределении.
  • Формирование у ребят представления о педагогической профессии и отношения к учителю как профессионалу.
  • Знакомство с системой ценностей, отражающих специфику педагогической деятельности.
  • Мотивация у ребят к самопознанию, развитию профессиональных интересов.

Как же организовать работу с будущими педагогами, чтобы достичь поставленных целей? Я хочу поделиться небольшими практическими рекомендациями, основанными на личном опыте.

Во-первых, необходимо установить с ребятами открытые, доверительные отношения, основанные на взаимоуважении, которые являются залогом успешной дальнейшей работы. Нужно постараться увидеть в учениках своих, возможно,  будущих коллег, проявлять интерес к их мнению, уметь слушать, а главное – слышать ребят.

Во-вторых, необходимо создать комфортную благоприятную атмосферу в коллективе; четко обозначить цели, регламентировать взаимоотношения. Ребята для этого разработали наш классный договор (Конституцию, как они шутливо его называют), в котором прописаны все права и обязанности обеих сторон (класса и учителя). 

В-третьих, через систему самоуправления, необходимо развивать у ребят самостоятельность, дисциплину, прививать уважение к труду. У нас она сформирована и уже хорошо работает. Каждый ученик выбрал для себя занятие по интересам и возможностям. Я проявляю уважение к работе каждой группы и демонстрирую свою искреннюю благодарность, потому что не бывает незначительного труда. Таким образом, каждый ребёнок ощущает себя важным и нужным и вносит свою посильную лепту в общее дело.

Педагог – это творческая профессия, поэтому наставник класса с подобной направленностью должен всячески способствовать творческой самореализации учеников. Ребята педагогического класса принимают активное участие в жизни класса, школы, района.

Мне кажется, что наставник будущих педагогов должен вдохновлять своих воспитанников! Нужно, чтобы инициатива творчества и созидания исходила от ребят, чтобы они сами захотели что-то сделать, изменить в себе и в окружающем мире.

В работе наставника серьезную помощь оказывает поддержка коллег: существует целое сообщество «Психолого-педагогический класс», где можно получить всю актуальную информацию по работе подобных классов, познакомиться с очень интересными людьми, узнать о мероприятиях, проводимых для учащихся и наставников. Несколько слов мне хотелось бы сказать о конкурсном движении, а именно о Конкурсе педагогических достижений Санкт‑Петербурга, в котором впервые в этом году появилась номинация «Наставник». В подноминации «Наставник будущих педагогов» я принимала участие и стала финалистом. Участие в данном проекте не только оставило яркий след в моей жизни, но и помогло мне в профессиональной деятельности: в саморазвитии, мотивации моих учеников, которые активно мне помогали, поддерживали и тоже держали высокую планку в творческой деятельности на протяжении всего учебного года. Подобные конкурсы, бесспорно, открывают новые перспективы и очень важны для самореализации и роста наставника.

В завершении моего выступления мне бы хотелось предоставить слово ученикам психолого-педагогического класса и познакомить вас  с их мнением о том, каким должен быть наставник будущих педагогов.