Зайцева Елена Васильевна

Здравствуйте,  уважаемые коллеги.

Презентация

Формирование патриотических чувств начинается в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание детей — одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования.

Согласно Рабочей программе воспитания, реализуемой всеми дошкольными образовательными организациями Пушкинского района Санкт-Петербурга, главной целью патриотического воспитания определяется «формирование у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны». Патриотическое воспитание направлено на развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, гордость за ее природные и культурные богатства, уважение к официальным символам страны, ее историческому прошлому и культурному наследию предков, привязанность к родному дому, семье, близким людям.

В реализации задач патриотического воспитания дошкольные организации Пушкинского района ведут целенаправленную деятельность. Успешность этой работы отмечена на общегородском и всероссийском уровнях.

Залог успеха заключается в системной реализации патриотического воспитания и включение в работу по каждому из целевых направлений Рабочей программы воспитания таких воспитательных событий, как «Патриотизм наследника», «Патриотизм защитника», «Патриотизм созидателя и творца».

Множество мероприятий, организованные в детских садах Пушкинского района  в 2022-2023 учебном году, отражают образовательные инструменты и средства, используемые педагогами по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В рамках направления «Патриотизм наследника», связанного с приобщением детей к истории, культуре и традициям нашего народа педагоги используют арт-практики, включая макетирование, посткроссинг, фольклорные праздники, конкурсы чтецов литературных произведений,  фестивали-конкурсы.

В контексте направления «Патриотизм защитника» мы обращаемся к такому методическому инструментарию, как встречи с интересными людьми, защищавшими или защищающими нашу страну, памятные акции, инсценировки литературно-музыкальных композиций.

Направление «Патриотизм создателя и творца» реализуется педагогами Пушкинского района через проведение с дошкольниками проектной деятельности, городских и всероссийских мероприятий с педагогами. Объединяющим фактором является то, что педагоги Пушкинского района активно обращаются к историко-культурному наследию родного для ребенка края – города Пушкина – Царского Села. На принципе «От любви к малой Родине – к любви к Родине большой» строится воспитание в большинстве образовательных учреждений района.

Вместе с дошкольными образовательными учреждениями, работающими углубленно по социокультурному направлению в рамках «Программы развития районной системы образования», были выявлены ряд методических задач в использовании регионального компонента, на решение которых и будет направлена районная научно-методическая работа в текущем 2023-2024 учебном году. Обозначим из них три приоритетные:

Первая задача – актуализировать культурное наследие Пушкинского района для формирования у детей не только представления о себе, как о «жителе Петербурга», но и  как о «россиянине». Главный вопрос, на который нам предстоит найти ответ: как через объекты культурного наследия Пушкинского района сформировать у детей представления о стране в целом. В прошлом учебном году  для педагогов района уже были проведены ряд мероприятий в ходе методического марафона «Социокультурное развитие дошкольника: эффективные педагогические практики». А в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялась научно-практическая конференция «Культура как ресурс патриотического воспитания детей и подростков» и районный научно-практический семинар «Личностное развитие дошкольников средствами культурно-пространственной среды Пушкинского района».

Вторая научно-методическая задача, на которую стоит направить свои усилия, – расширение исследовательских и рефлексивных методик работы с культурным наследием Пушкинского района. Патриотизм — это, прежде всего, чувства. А, как известно, чувства нельзя навязать, они возникают у человека в ходе собственного переживания и осознаются личностью. Работая с культурным наследием, важно использовать такие методики, которые дают ребенку возможность лично соприкоснуться с ним, самому его интерпретировать, оценить и творчески отрефлексировать его смыслы. Поэтому ведущими методиками должны быть не рассказ, показ, виртуальная экскурсия (то есть объяснительно-иллюстративные) и т.д., а исследовательские технологии:  образовательное путешествие, исследовательские прогулки, городские арт-практики и др.  В текущем учебном году среди всех исследовательских технологий освоения культурного наследия как приоритетные были выбраны музейно-педагогические. С целью повышения методической компетентности педагогов района на базе ГБДОУ № 5 совместно с АППО будут организованы актуальные  курсы «Основы проектирования воспитательных событий в пространстве мини-музея ДОУ».

И, наконец, третья приоритетная задача, которую нам предстоит решить, – это расширение форматов включения семьи в совместное с детьми освоение культурного наследия Пушкинского района для воспитания патриотического сознания. Поэтому третий  районный педагогический конкурс «Детский остров», который курируется ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга совместно с Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга,  будет направлен на создание банка методических разработок семейного культурно-образовательного досуга, позволяющего детям и родителям почувствовать свою региональную и общероссийскую идентичность. Лучшие методические разработки будут представлены весной на ПМОФ-2024 года  и войдут в районный электронный сборник по реализации «Программы развития районной системы образования»

Приглашаем всех педагогов района внести свой вклад в развитие научно-методических основ патриотического воспитания дошкольников средствами культурного наследия Пушкинского района. Надеемся, что сотрудничество дошкольных учреждений в этой области позволит районной системе образования усилить патриотическую работу среди воспитанников и создать инновационные образовательные продукты, которые могут быть полезны другим ОУ Санкт-Петербурга.  Благодарю за внимание.