Использование элементов детской йоги на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с детьми ОВЗ (йога-терапия)

Кирияк И.В., учитель-логопед ГБДОУ № 12

Йога –прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в данных направлениях. Она актуальна при работе с детьми с гиперактивностью, беспокойством, стрессами, нарушением питания, тревожностью, слаборазвитостью мышц ног и рук, спины, агрессивностью.

Несмотря на то что этот вид физической активности может быть больше использован как самостоятельное направление на занятиях физвоспитания, некоторые элементы применимы на занятиях педагога-психолога, в частности как элементы релаксации и концентрации внимания на материале. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнований. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир. Занятия йогой с детьми, как правило, проходят в игровой форме. Элементы можно подбирать по тематике занятия, сами асаны и их выполнение  – от простого к сложному.

Практически все педагоги могут использовать элементы йоги на своих занятиях (физинструкторы, музыкальные руководители, учителя-логопеды, дефектологи):

  • Медитация и дыхание (обучение детей техникам медитации и дыхательным упражнениям).
  • Мантры (пропевание звуков и звукосочетаний).
  • Разминка (обучение техникам самомассажа, массажа, суставной гимнастики, техникам глазодвигательных упражнений).
  • Мудры (упражнения для кистей рук).
  • Асаны (удобные оздоровительные положения тела).
  • Шавасана (релаксация, перезагрузка).

Результативность при использовании йога-терапии:

  • установление психологического комфорта в коллективе,
  • умение детей осознанно работать с телом,
  • формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности, активности, проявления инициативы в деятельности, чувства доброты, сострадания, умения радоваться за успехи товарища, коммуникативных навыков).

Упражнение на дыхание (медитативное)

Принято считать, что медитация требует особенной взрослой самодисциплины и концентрации внимания. На самом деле эту технику можно использовать в любом возрасте. Для начинающих основа медитации — это дыхание. Выполнение нестандартных упражнений на дыхание приводит детей в неописуемый восторг. Это даёт им умиротворение, ощущение простора, внутренней силы и помогает сосредоточиться. Это очень мощная практика работы со стрессом, тревогой и страхом.

Комплекс дыхательных упражнений на глубокое расслабление укрепляет нервную систему, улучшает общее состояние, развивает концентрацию внимания и другие ВПФ.

Итак, упражнение для развития правильного глубокого диафрагмального дыхания «Воздушный шарик»:

Выполняется лёжа, сидя или стоя:

  • Расположитесь удобно, закройте глаза.
  • Сделайте медленный глубокий вдох, заполняя живот воздухом, как будто вы пытаетесь надуть большой воздушный шар. Старайтесь надуть живот так сильно, насколько это возможно.
  • Медленно выдох через нос.

Следует напоминать ребенку, чтобы он расслаблял все тело при каждом выдохе. Можно при выдохе издавать тихое «ш-ш-ш» или «с-с-с», тем самым дополнительно автоматизируя нужный изолированный звук.

Для гиперактивных дошкольников подойдет более динамичный вариант. Выполняем стоя или сидя и добавляем движения: раскиньте руки в стороны и над головой, представляя, как этот шар растет внутри живота. А теперь я лопну ваш шарик. Когда услышите хлопок, резко выдыхайте через нос и падайте на коврик.

Упражнение для разминки

Полезен детям самомассаж лица, головы, языка, шеи, рук, ног и других частей тела. Самомассаж – это ещё и одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Упражнения можно проводить с использованием нетрадиционных материалов: грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди, массажера Су Джок и других предметов.

Например, «Добываем огонь» – растирание ладоней друг о друга с ребристым карандашом в руках.

Мы как древние индейцы добываем огонек:
Вот ладошки разотрем,
Будет нам тепло с огнем.

 Или Су Джок колючий шарик:

Вот колючий шарик-ёжик,
Он без ручек и без ножек.
Шарик твердый и упругий
Он катается по кругу.

Такие упражнения можно использовать как для кистей рук, так и для стоп.

Можно предложить детям выполнить массаж в парах или цепочкой, или встав друг за другом. Такие коммуникации детям особенно нравится.

Упражнения на релаксацию (Шавассана)

Хорошо отдохнуть под приятную музыку в Шавасане – это поза лежа на спине, раскинув руки, ноги, максимально расслабив всё тело. Шавасана позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, а это является главным условием для естественной речи.

Примечание: естественно, для занятий выбирается комната с ковровым покрытием, либо с персональными ковриками (сенсорная комната, физкультурный зал). Необходимо знать неврологический статус ребенка (есть противопоказания к выполнению, ознакомиться с медкартой или проконсультироваться у медсестры ДОУ).