Психогимнастика как элемент работы над читательской грамотностью обучающихся с ОВЗ

Хандрыга М. В., учитель-логопед ГБОУ школа № 449

Дети с ОВЗ отстают от нормы не только в образовательной сфере, но и в эмоционально-волевой. У этих детей наблюдаются невыразительное чтение, плохо модулированный голос.

Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Цель психогимнастики – снятие психического напряжения и охранение эмоционального благополучия.

Используя элементы психогимнастики на уроках, мы помогаем детям чувствовать эмоции, управлять ими, овладевать азбукой эмоций. Называние эмоций во время упражнений ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Обучающиеся изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Использование на уроках литературного чтения элементов психогимнастики (например, называние эмоций), ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.

Упражнения, которые можно использовать на уроках литературного чтения

  1. Чтение с усилением и уменьшением силы голоса:
  • А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),
  • А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы)
  • И КРИЧИТ (громко)
  • в тиши ночной (тихо):
  •  ПОИГРАЙ, ДРУЖОК, СО МНОЙ! (громко)

 

  • Была (голосом средней силы)
  • тишина, тишина, тишина… (тихо)
  • Вдруг (громче)
  • грохотом (еще громче)
  • ГРОМА (громко)
  • сменилась она (голосом средней силы).
  • И вот уже дождик (голосом средней силы)
  • тихонько (очень тихо)
  • ты слышал? (тихо)
  • Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).
  1. Угадав эмоцию, прочитай текст (необходимо предварительно обсудить с детьми, что за эмоция представлена).
  

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

  1. Прочитай текст и выбери эмоцию, которую задумал автор.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!