Сенсомоторное развитие ребёнка: что это?

Рекомендации родителям

 Заярная С. С., ГБДОУ детский сад № 35 

Сенсомоторное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира.

В его основе – работа органов чувств и движения. Sensus (лат.) – чувство, ощущение, а motor (лат.) – двигатель. Другими словами, это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Целью такой деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для их полноценного и разностороннего развития.

Задачи, которые решает сенсомоторика, важны и актуальны: развитие мелкой моторики и координации движения кистей рук, формирование представления о цвете, форме, величине предметов, их положения в пространстве.

По мнению психологов, это основа умственного развития.

На втором-третьем году жизни у малышей формируются представления об отношении между предметами по величине, они учатся выделять цвет и  форму. В этот период развития нужно им предлагать  такие игры, которые  помогают накопить разнообразный сенсорный опыт, позволяющий  на следующих этапах обучения систематизировать полученные знания, приобрести новые и использовать их  в различных ситуациях в повседневной жизни.

Домашние условия для сенсомоторного развития ребёнка – это источник полезной информации, тактильного опыта, новых ощущений.

Дома можно и нужно играть с ребёнком, используя для игры обыкновенные предметы, которые без труда найдутся в каждой комнате. 

Сколько всего интересного в ванной: мыльница с мылом, таз, бутылочки и баночки, прищепки, массажные рукавицы…и вода! Можно поиграть с ребёнком в «Тонет – не тонет», «Перелей водичку!», «Подуй на мыльный пузырь», «Собери прищепки», «Спрячь игрушку в мыльную пену» и др.

На кухне тоже множество интересных предметов: миски и мисочки, пластмассовые стаканы, ложки и ложечки, кастрюли, разные виды круп, макаронных изделий, салфетки, орехи, крышки от бутылок, губки для мытья посуды и пр. Можно поиграть в «Тяжелый – легкий», «Подбери крышку для кастрюли», «Закрути крышку (для бутылки)», «Пересыпь крупу в миску ложкой», «Найди клад», «Перебери фасоль» и др. Родители легко могут увлечь ребёнка. Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами, с природным материалом развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребёнка.

Рисование – это тоже увлекательное и полезное занятие, которое нравится и детям, и родителям. Совместное творчество даёт массу положительных эмоций и ярких ощущений. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям получить удовольствие от занятия и развивает желание творить. Результат очень эффективный и почти не зависит от способностей ребёнка.   Нетрадиционные способы рисования просты и напоминают игру. Любой ребёнок с интересом будет рисовать пальчиками, собственной ладошкой, делать отпечаток губкой, бумагой, ватной палочкой, разнообразными штампами и пр.

Развивать сенсомоторную сферу ребенка важно в любом возрасте, но желательно начинать с раннего возраста. Это станет прекрасной основой для подготовки ребёнка к дальнейшей жизни, в том числе и к школьному обучению. Чем больше инициативы и творчества проявляют родители в общении с ребёнком, тем больший вклад они делают в его эмоционально-интеллектуальную копилку опыта.