Интеллектуальная игра в системе воспитательной работы с младшими школьниками

Кононенко Е.С. воспитатель ГПД ГБОУ № 604

Всем нам хорошо известно, что с поступлением ребёнка в школу игровая деятельность перестаёт иметь ведущее значение в его жизни. Наиболее важным становится учение, но игра остаётся с ребёнком и в школе. Она не теряет своей актуальности, сопровождая ребёнка в течение всей школьной жизни. На протяжении всех лет обучения игра занимает то или иное место в учении, тесно переплетаясь с ним, видоизменяясь и воздействуя на интеллектуальные процессы становления личности ученика. Есть место игре на любом уроке. Но, на наш взгляд, наилучшим образом потребность в игре у ребёнка младшего школьного возраста можно реализовать во внеурочной деятельности, в частности – в воспитательном пространстве группы продленного дня.

В прошедшем учебном году воспитатели ГПД сконцентрировали свои усилия на подготовке и проведении интеллектуальных игр для обучающихся 2-4 классов. В основе интеллектуальной игры лежит эрудиция игроков, такая игра носит не только и не столько развлекательную функцию, но и формирует познавательные способности учеников. Часто интеллектуальные игры дают возможность выявить научные интересы и профессиональные склонности учеников. Задумав эту работу, педагоги ставили себе цель – сформировать у группы обучающихся высокий уровень знаний по той или иной тематике, которой посвящена интеллектуальная игра. Кроме того, в задачи педагогов входило и обучение детей работе в команде, умение услышать других и быть услышанным самому, умение сформулировать и чётко передать свою мысль, отстаивать своё мнение, умение принимать точку зрения других. 

Эта работа невозможна без тесного взаимодействия с классными руководителями. На них возлагалась существенная часть работы по подготовке обучающихся к тематике игры на основе рекомендаций организаторов. Организаторами выступили воспитатели ГПД, которые взяли на себя работу как по подготовке команд, так и по проведению самих игр.  Выбор тематики игр был продиктован календарным планом Программы воспитания ОУ. В прошедшем году были проведены игры, посвящённые Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Дню Победы и Дню рождения Санкт-Петербурга. Игры представляли собой интеллектуальные состязания команд, состоящие из нескольких туров. Каждый тур был построен таким образом, чтобы вопросы и задания формулировались различными способами, с использованием логических задач, тестов, ребусов, фотозагадок, загадок в стихах, кроссвордов.  Некоторые туры имели зрительную опору для вопроса, часть туров носила тестовый характер опроса. Вопросы имели различную степень сложности, организаторы использовали как «простые» вопросы, так и вопросы «повышенной сложности», однако 50-75% вопросов имели средний уровень сложности. Всегда устанавливался временной интервал для поиска ответа на вопрос и его внесения в бланк ответов. Подсчёт баллов и распределение мест проводили члены жюри из числа организаторов таким образом, чтобы каждая команда смогла занять 1-3 место. При подготовке к играм организаторами было принято решение не вводить систему штрафных баллов за неверные ответы.  Большое значение уделялось наглядности, оформлению игровых зон, бланков ответов и наградных материалов, используемых в игре. Все печатные материалы организаторы выполняли в единой стилистике, подчинённой тематике игры. Это вносило в игру необходимое эстетическое дополнение, подчёркивало особую значимость выбранной тематики. Наградные материалы по итогам проведённой игры вручались на ближайших линейках, что придавало игре повышенный статус, а у участников игры формировало чувство гордости за свою команду, свой класс.  Классные руководители получали итоговые ведомости подсчитанных баллов, а также вопросы, на которые отвечала команда. Это давало учителям возможность проанализировать результативность и качество подготовки команд.

Работа педагогов по внедрению интеллектуальных игр в воспитательное пространство школы только началась, но уже позволяет сделать некоторые выводы. Интеллектуальные игры -уникальная форма усвоения и закрепления информации, возможность проявить себя в различных социальных ролях от активного слушателя до предводителя мозгового штурма. Успех в проведении интеллектуальных игр во многом зависит от тщательной всесторонней подготовки как со стороны организаторов, так и со стороны команд-участников. Стиль проведения игры, взаимодействие участников внутри команд и взаимодействие команд с организаторами-ведущими, интерес всех вовлечённых в игру сторон во многом предопределяет успех игрового процесса. Мы планируем не только продолжить работу по внедрению интеллектуальных игр в воспитательное пространство школы, но и хотим как можно более продуктивно использовать потенциал групп продлённого дня для подготовки команд. В планах воспитателей – привлечение к интеллектуальным играм первоклассников, разработка более развлекательных и творческих заданий для них. Для обучающихся 2-4 классов планируется расширение тематики игр, более тщательный отбор участников команд и их подготовка к играм. Педагоги планируют с повышенным вниманием относиться к выявлению одарённости, талантов и склонностей младших школьников в процессе подготовки и проведения интеллектуальных игр. Кроме того, в планируемых задачах педагогов такие, как выявление эрудитов из общего числа обучающихся, формирование и поддержка высокого эмоционального настроя и создание повышенного положительного отношения к учёбе. Мы хотели бы создать такую систему игр, которая позволила бы реализовать интеллектуальный потенциал детей.

Главное правило, которого придерживаемся мы, педагоги, организующие интеллектуальные игры для младших школьников, – игра должна быть интересной! Она должна быть увлекательной как в процессе подготовки, так и в момент проведения, игра должна захватывать всех её участников, даже зрителей!