Инновационная игра «Гербы и символы Санкт-Петербурга» как метод развития коммуникативных способностей детей через игру краеведческого содержания

Молодоря Е. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 29

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности получается именно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнули меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса.

Краеведческая игра «Гербы и символы Санкт-Петербурга» – полезное занятие для проведения свободного времени. Данная игра направлена на развитие творческих способностей ребенка, а также на развитие мышления, памяти и внимания. Яркая, красочная, она с первых мгновений занимает детей, при этом они весело смеются, общаются, состязаются.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ребёнок знакомится с культурой прошлого и настоящего. Через игру мы решаем  задачу  развития коммуникативных навыков у детей.

Название предполагаемой игры связано с символикой нашего города, цель данной игры – ознакомление младших дошкольников с геральдикой Санкт-Петербурга. Благодаря краеведческой игре «Гербы и символы Санкт-Петербурга» ребенок получает полезные сведения о флаге, гербе Санкт-Петербурга и его пригородов, а чтобы закрепить полученные знания, малыш должен будет сложить пазлы и сыграть в лото с соответствующими картинками.

Игровой реквизит пазлы с гербами и символами.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением символики Санкт-Петербурга. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное детям правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку – выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей.  Необходимо за определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

Новизна краеведческой игры «Гербы и символы Санкт-Петербурга» состоит в том, что в процессе её применения осуществляется всестороннее системное изучение и закрепление символики Санкт-Петербурга. Данная игра способствует формированию целостной картины символики родного края, а также способствует становлению   ценностного отношения и «диалогу» предков и современников, укреплению коммуникативного взаимодействия между воспитанниками их родителями, дошкольниками и воспитателем, воспитателем и родителями. 

Методическое и дидактическое наполнение игры многофункционально и ориентировано на деятельностный подход в обучении и воспитании, связано со структурой игры и содержанием; ориентировано на требования к уровню подготовки воспитанников.

Результаты игры позволяют сделать выводы о том, что детям игра понравилась: она способствует разнообразию деятельности, в ней четко выделены главные идеи, игра доступна для понимания, помогает в изучении краеведческого материала. Игра направлена на развитие внимания, памяти и мышления, развитие навыков самообразования, интереса к истории родного края, на практическое применение знаний в жизни.

Источники:

  1. Алифанова. Г.Т.  Петербурговедение для малышей от 3 до 7.
  2. Степанов. В. Учебник для малышей «Моя Родина – Россия».
  3. Ривина Е.К. «Герб и Флаг России».
  4. Калашников Г.В. «Гербы и символы: Санкт-Петербург и Ленинградская область».