Проектная деятельность  по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста (направление «Кулинария»)

Глинникова И.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

На базе нашего дошкольного учреждения ежегодно реализуется проектная деятельность. В нашей группе мы реализовали проект «Кулинария», направленный на раннюю профессиональную ориентацию детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в окружающий его мир. Поэтому очень важно ознакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Профессия повар — одна из древнейших в мире. В детском саду,  в школе, на заводе и в угольной шахте, на борту океанского лайнера и в просторах космоса — всюду люди пользуются результатами труда поваров. В работе повара есть место выдумке, фантазии, изобретательности. От того, как повар накормит человека, зависит его настроение и здоровье. Решая в ходе проектирования различные задачи познавательного характера, дети понимают значимость и ценность труда взрослых, обогащают и активизируют свой словарный запас.

Целью нашего проекта являлось формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса  к   таким профессиям,  как повар, шоколатье, кондитер, хлебопекарь и  к новой профессии – проектировщик домашних роботов

На начальном этапе мы показали детям презентацию о кулинарных профессиях. Задачи были следующие: ознакомить детей с кулинарными профессиями, показать, где данные специалисты находят себе применение, рассказать об особенностях  трудового процесса представителей этих профессий, о  традиционной поварской одежде,  о предметах- помощниках повара.

Далее у нас состоялась экскурсия на пищеблок детского сада. Благодаря этой экскурсии мы закрепили представления  о том, какой кухонный инвентарь используется для приготовления пищи, показали детям оборудование, посуду, как хранятся и обрабатываются продукты питания; обогатили словарный запас детей словами «пищеблок», «плита», «кастрюля», «сковорода», «чайник», «поднос», «колпак».

Особенно  детям понравилась экскурсия в пиццерию «Додо Пицца». Пиццемейкер показал детям мастер-класс по приготовлению пиццы. Дети остались под приятным впечатлением от этой экскурсии, с восторгом рассказывали о ней дома родителям  и просили испечь пиццу вместе, говоря, что они теперь настоящие повара-пиццемейкеры.

С помощью родителей была собрана выставка книг кулинарных рецептов для детей. Ребята каждый день с интересом рассматривали книги и играли в поваров на детской кухне, пытаясь приготовить блюда, похожие на выбранные ими картинки.

К празднику Пасхи мы собрали рецепты пасхальных куличей. Дети с родителями  пекли дома куличи и угощали друг друга.

Конечно же, не обошлось и без профессии будущего. Мы познакомили ребят с профессией  проектировщика домашних роботов.  Рассказали о роботах, робототехнике, о том, что существуют различные секции и школы по обучению детей робототехнике, что дети могут в будущем получить такую профессию. А еще ребята познакомились с настоящим домашним роботом, которого нам принесли родители. С каким восторгом они  наблюдали  за его работой. После чего ребята  захотели построить своих роботов из конструктора и подручных материалов и побыть настоящими проектировщиками.

Нами собраны различные картотеки по теме, каталог пальчиковой гимнастики, каталог загадок, стихов, дидактических игр.

Играя, дети фантазировали, погружаясь в настоящий мир кулинарии. Например, мы предложили воспитанникам такую игру:

Дидактическая игра  «Пирожки»

Цель: развитие осязательных ощущений руки.

Оборудование: пирожок – две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Содержание: педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить, какая внутри начинка и   назвать её.

Лучше предложить детям несколько пирожков с разной начинкой.

За время проектной деятельности ребята были не только пиццемейкерами, проектировщиками домашних роботов, поварами, но и кондитерами, и шоколатье.

Мы поговорили о свойствах шоколада, о профессии шоколатье и провели эксперимент,  нагревая и охлаждая шоколад. Полученные знания ребята использовали дома с родителями.

У  нас  не было настоящей печи, но мы нашли способ приготовить торт, печенье и пирожные не из настоящего теста, а из теста PleyDoh. PleyDoh – это современный материал для лепки, схожий по свойствам с соленым тестом. Таким образом,  ребята попробовали себя в роли кондитеров.

В дальнейшем изготовленные поделки из теста PleyDoh использовались как атрибуты в сюжетно-ролевых играх по теме проекта.

Итоговым продуктом, выполненным  детьми, стали изделия из теста PleyDoh, а итоговым продуктом, выполненным совместно с родителями,  – книга семейных рецептов.

Данный проект позволил сформировать представления детей о профессиях в области кулинарии, и понять значимость этих профессий.