Глинникова И.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
На базе нашего дошкольного учреждения ежегодно реализуется проектная деятельность. В нашей группе мы реализовали проект «Кулинария», направленный на раннюю профессиональную ориентацию детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в окружающий его мир. Поэтому очень важно ознакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Профессия повар — одна из древнейших в мире. В детском саду, в школе, на заводе и в угольной шахте, на борту океанского лайнера и в просторах космоса — всюду люди пользуются результатами труда поваров. В работе повара есть место выдумке, фантазии, изобретательности. От того, как повар накормит человека, зависит его настроение и здоровье. Решая в ходе проектирования различные задачи познавательного характера, дети понимают значимость и ценность труда взрослых, обогащают и активизируют свой словарный запас.
Целью нашего проекта являлось формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к таким профессиям, как повар, шоколатье, кондитер, хлебопекарь и к новой профессии – проектировщик домашних роботов
На начальном этапе мы показали детям презентацию о кулинарных профессиях. Задачи были следующие: ознакомить детей с кулинарными профессиями, показать, где данные специалисты находят себе применение, рассказать об особенностях трудового процесса представителей этих профессий, о традиционной поварской одежде, о предметах- помощниках повара.
Далее у нас состоялась экскурсия на пищеблок детского сада. Благодаря этой экскурсии мы закрепили представления о том, какой кухонный инвентарь используется для приготовления пищи, показали детям оборудование, посуду, как хранятся и обрабатываются продукты питания; обогатили словарный запас детей словами «пищеблок», «плита», «кастрюля», «сковорода», «чайник», «поднос», «колпак».
Особенно детям понравилась экскурсия в пиццерию «Додо Пицца». Пиццемейкер показал детям мастер-класс по приготовлению пиццы. Дети остались под приятным впечатлением от этой экскурсии, с восторгом рассказывали о ней дома родителям и просили испечь пиццу вместе, говоря, что они теперь настоящие повара-пиццемейкеры.
С помощью родителей была собрана выставка книг кулинарных рецептов для детей. Ребята каждый день с интересом рассматривали книги и играли в поваров на детской кухне, пытаясь приготовить блюда, похожие на выбранные ими картинки.
К празднику Пасхи мы собрали рецепты пасхальных куличей. Дети с родителями пекли дома куличи и угощали друг друга.
Конечно же, не обошлось и без профессии будущего. Мы познакомили ребят с профессией проектировщика домашних роботов. Рассказали о роботах, робототехнике, о том, что существуют различные секции и школы по обучению детей робототехнике, что дети могут в будущем получить такую профессию. А еще ребята познакомились с настоящим домашним роботом, которого нам принесли родители. С каким восторгом они наблюдали за его работой. После чего ребята захотели построить своих роботов из конструктора и подручных материалов и побыть настоящими проектировщиками.
Нами собраны различные картотеки по теме, каталог пальчиковой гимнастики, каталог загадок, стихов, дидактических игр.
Играя, дети фантазировали, погружаясь в настоящий мир кулинарии. Например, мы предложили воспитанникам такую игру:
Дидактическая игра «Пирожки»
Цель: развитие осязательных ощущений руки.
Оборудование: пирожок – две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).
Содержание: педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить, какая внутри начинка и назвать её.
Лучше предложить детям несколько пирожков с разной начинкой.
За время проектной деятельности ребята были не только пиццемейкерами, проектировщиками домашних роботов, поварами, но и кондитерами, и шоколатье.
Мы поговорили о свойствах шоколада, о профессии шоколатье и провели эксперимент, нагревая и охлаждая шоколад. Полученные знания ребята использовали дома с родителями.
У нас не было настоящей печи, но мы нашли способ приготовить торт, печенье и пирожные не из настоящего теста, а из теста Pley–Doh. Pley–Doh – это современный материал для лепки, схожий по свойствам с соленым тестом. Таким образом, ребята попробовали себя в роли кондитеров.
В дальнейшем изготовленные поделки из теста Pley–Doh использовались как атрибуты в сюжетно-ролевых играх по теме проекта.
Итоговым продуктом, выполненным детьми, стали изделия из теста Pley–Doh, а итоговым продуктом, выполненным совместно с родителями, – книга семейных рецептов.
Данный проект позволил сформировать представления детей о профессиях в области кулинарии, и понять значимость этих профессий.