Коробова М.А., воспитатель ГБУ ДОУ № 43
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д. Ушинский
Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но такие игры – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и впечатлений. Ребенок сам тянется к песку – надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычных действий с песком получается увлекательный образовательный процесс.
Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.
Работа с кинетическим песком (KineticSand)– новое направление в песочной терапии. Этот удивительный материал был изобретен в Швеции, а с 2013 года появился и в России. Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры.
При работе с песком у воспитанников формируется усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами. В игре дети используют формочки, и это помогает закреплять у них элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.
Кинетический песок способствует развитию мелкой моторики у воспитанников. Дети сжимают, прихлопывают, трамбуют его, надавливают на песок пальцами, защипывают – это способствует развитию указательных пальцев, щипкового захвата. Также занятия с кинетическим песком способствуют развитию речи – дошкольники разыгрывают сюжеты игр и рассказывают о них.
Игры с песком проводятся на пластмассовом подносе с использованием камешков, трафаретов, мелких игрушек, мозаики, деталей конструктора, детской посуды, инструментов (стеки, скалка, молоточки, пластмассовые ножи и др.)
В рамках проекта «Песочные мастера» дети младшего дошкольного возраста и их родители (в ходе мастер-класса «Чудеса на песке») с помощью педагога-психолога и воспитателей имели возможность познакомиться с кинетическим песком и его удивительными возможностями, поиграть вместе со своими детьми.
На первом этапе работы с кинетическим песком дети и родители знакомились со свойствами песка. С помощью игр «ладошка здоровается с песочком», «кулачки здороваются» прикасаемся каждой ладошкой к песку, потом зажимаем песок в кулачок правой руки, левой руки, обеих рук. Далее собираем песок в кучку, лепим комочки, колбаску, оставляем отпечатки от формочек.
На втором этапе задачи немного усложнялись. Взрослый делает отпечаток на песке с помощью знакомого детям предмета и спрашивает их, что за предмет мог его оставить. Оставляем два отпечатка и просим воспитанников объяснить, чем они отличаются.
Когда дети познакомятся со свойствами кинетического песка, можно проводить игры с игрушками. Игрушку выбираем в зависимости от сюжета игры. Например, просим детей спрятать зайчика от медведя за «сугробом», построить для него «горку» или «нору», слепить «орехи» для белочки, проложить «дорогу» для волчонка к елке с помощью разноцветных бусин. Можно предложить родителям вместе с детьми такие упражнения:
- Упражнение «Самая высокая горка». Я предлагаю вам построить максимально высокую горку. Побеждает тот, кто построит самую высокую горку. У кого получилась самая большая горка? (аплодисменты победителю).
- Упражнение «Кто к нам приходил?» Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные отпечатки, затем ребенок смотрит и угадывает, какую формочку использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Предварительно формочки осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания – игра с формочками без их предварительного ощупывания.
Во время самостоятельных игр детей взрослый спрашивает их о сюжетах: что это за герой? что он делает? куда идет? чего хочет? для чего герою-игрушке понадобилась постройка из песка?
Кинетический песок может быть не менее полезен и для взрослых людей. Экспериментально доказано, что игра с этим материалом снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует мышление и воображение. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.