3.  Идти по стопам своего наставника

Смирнова Э.В., учитель английского языка ГБОУ школа № 606
с углублённым изучением английского языка

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд

Обдумайте строки Уильяма Уорда. Как вам кажется, в вашей жизни были хорошие или посредственные учителя? А был ли среди них выдающийся или великий учитель? Повлиял ли он на вашу жизнь? На мою – да.

Моя семья переехала из Кронштадтского района в Пушкинский, когда мне было 10 лет. В шестой класс я пошла учиться в школу с углублённым изучением английского языка. К моему ужасу, оказалось, что мой уровень английского был недостаточно хорошим для этой школы. И это ещё мягко сказано …. Еженедельные проверочные работы я стабильно писала на двойки, из-за которых рыдала навзрыд –  до 5 класса я была круглой отличницей! На английском языке я говорила уверенно, но с ошибками, происхождения которых не понимала. Новые одноклассники смеялись во время моих ответов.… Вместо фундаментальной грамматической базы у меня был огромный пробе –  в моей старой, общеобразовательной школе, не уделяли такое внимание английскому языку. Результат был, как говорится, на лицо. Казалось бы, самое время опустить руки и перевестись в школу без углублённого изучения языка. Или нанять репетитора – но моим родителям это было не по карману. Именно тогда в моей жизни появился тот самый великий учитель, каким его описывает У.Уорд. Фёдорова Ирина Владимировна – моя учительница английского языка. Она оставляла меня после уроков и объясняла всю английскую грамматику с нуля. Записывала, какие ошибки в речи я сделала на уроке, чтобы разобрать их со мной наедине. А помимо этого, она всегда говорила мне, что к концу учебного года я всех ещё перегоню и стану лучшей в классе. Рассказывала, что у неё до меня была такая же ученица – что она тоже перешла в их школу в 6-ом классе, что она тоже не знала грамматической базы, что ей было так же трудно вначале, как и мне, но в итоге она лучше всех сдала экзамены и даже уехала учиться за границу. Не знаю, существовала ли эта девочка на самом деле, но истории о ней меня по-настоящему вдохновляли! Мне казалось: если у кого-то получилось, получится и меня. И…получилось!

Я не только смогла понять и выучить английский язык, этот предмет стал моим любимым. Учась в старшей школе, во время традиционного проведения «дня дублёра» я заменяла учителя английского языка. Я вдохновенно пыталась передать ученикам младшей школы не только знания, но и любовь к предмету.

Интересно, что в педагогический университет после школы я почему-то не пошла. Я училась на факультете международных отношений, и одним из профильных предметов, разумеется, был английский язык. Вернее, не одним, а сразу тремя предметами: «Грамматика английского языка», «Чтение на английском языке», «Ведение переговоров на английском языке».  На первом курсе, незадолго до первой сессии, преподаватель грамматики английского языка опоздала на занятие. Число и тема занятия были написаны на доске, но преподавателя не было. Часть одногруппников стремилась уйти с занятия, часть роптала, что так они не успеют подготовиться к экзамену, потому что тема сложная, а её никто не объясняет. Я решительно возразила, что тема совсем не сложная, а очень логичная и понятная, и получила вызывающий ответ: «Ну попробуй объяснить так, чтоб я понял». Я вышла к доске и начала объяснять – так, как её объясняла мне моя школьная учительница. Издевательские ухмылки быстро сменились внимательным выражением лица, кто-то нерешительно открыл тетрадку и стал записывать моё объяснение, парочка ребят пересела с последних парт на первую, чтобы лучше слышать. Ребята начали задавать уточняющие вопросы, а я с удовольствием на них отвечала и радовалась: мои одногруппники тоже начали понимать эту тему! Мы были так увлечены процессом, что совершенно не заметили, что преподаватель давно вернулась и сидит вместе с нами, за последней партой. Она сидела молча и внимательно наблюдала ровно до того момента, пока я не спросила: «Ну что, ни у кого не осталось вопросов?». Тогда она громко и властно сказала: «У меня вопрос!»  Все в классе притихли и повернулись к ней. Она была очень строгим преподавателем, а мы ей тут всю доску исписали…. «Я хочу спросить вас, Элина, зачем вы приходите на мои занятия? Ведь вам, очевидно, нечего на них делать!» До сих пор помню, как испуганно у меня забилось сердце, – она говорила таким строгим голосом! А потом внезапно она улыбнулась и сказала: «Вам нечего делать на моих занятиях, но вы бы могли проводить их вместе со мной». Я очень серьёзно отнеслась к этому предложению и с радостным воодушевлением составляла план тех уроков, которые мне позволяли провести – иногда совместно с преподавателем, а иногда лишь под её наблюдением. Когда курс обучения у этого преподавателя подошёл к концу, она задумчиво сказала: «Ты учишься не на той специальности. И не в том университете. Но ничего, какие твои годы, ещё успеешь. Призвание всё равно приберёт тебя к рукам». 

До сих пор не знаю, почему не отнеслась к тем словам серьёзно. Однако они оказались правдивыми и, в какой-то мере, пророческими. Получив педагогическое образование, я вернулась к истокам – то есть к своему первому, по-настоящему великому учителю. Чтобы поблагодарить её, чтобы сказать: «Я пошла по Вашим стопам». И услышала: «Приходи к нам работать!».

Подходит к концу третий год моей работы в качестве учителя английского языка. За эти три года случилось многое: мои ученики занимали призовые места в региональных конкурсах и всероссийских олимпиадах, я сама стала победителем районного и лауреатом городского конкурса педагогических достижений. Я использую английский язык каждый день своей жизни. А всё благодаря великому учителю, который почти  20 лет назад сказал мне: «Вот увидишь, ты ещё станешь лучшей!»