Формы работы с «трудными детьми» и их родителями

Шестакова Е. Н., учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 511

Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми. К «трудным» детям часто относят или слишком ярких детей, быстро усваивающих материал, – им бывает скучно на уроках, и они мешают всему классу. Или, наоборот, – это дети, которые не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности и её результатам. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим одноклассникам, часто сводят на нет все усилия педагога. Они не идут на контакт, постоянно нарушают дисциплину, дурно влияют на остальных детей.

Если трудный ребёнок уже есть   в классе, классному руководителю необходимо уделять ему максимум внимания, стараясь достичь следующего:

  1. Вовлечение ребёнка в интересную для него и полезную деятельность.
  2. Создание в классе такой атмосферы, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и у него не будет потребности самоутверждаться за счёт других детей.
  3. Развитие в ребёнке волевых качеств, которые помогут ему самостоятельно отвечать за приготовление домашних заданий и регулярное посещение уроков.
  4. Формирование правильного отношения к своему поведению, умения замечать собственные достижения и успехи, критически относиться к своим ошибкам.
  5. Формирование доверительного отношения к товарищам и учителям, что поможет ему в случае необходимости обратиться за помощью.
  6. Обучение ребёнка морально-нравственным принципам, уважению к старшим, сочувствию, участию.
  7. Формирование потребности оказывать помощь, когда кто-то в ней нуждается. 

Существует две формы работы с трудными детьми:

  • Коллективные формы.
    К ним относятся классные часы, общие игры, беседы, анкетирования, прогулки, походы и т. д. Во время проведения этих мероприятий трудный ребёнок находится среди остальных детей, наблюдает их модель поведения, замечает различие между собой и ими, делает нужные выводы. Если в классе сформированы достаточно доброжелательные отношения между учащимися, трудный ребёнок не чувствует себя изгоем, а наоборот, ощущает свою нужность. Это является мощным воспитательным фактором.
  • Индивидуальные формы.
    Индивидуальные опросы, беседы один на один с учителем, посещение семьи проблемного ученика, составление для него индивидуального плана работы, совместная работа со школьным психологом и т.д.

При индивидуальной работе учитель должен выделить ту сферу деятельности, которая ребёнку наиболее близка, в которой он может быстро добиться успеха. Иногда бывают ситуации, когда кажется, что ребёнок одинаково запущен во всех отношениях, он плохо воспринимает информацию, грубит, лжёт, ничем не интересуется. Но такое впечатление, обычно, бывает результатом недостаточно вдумчивой работы с данным ребёнком. Всегда можно найти что-то, что поможет подобрать ключик к ученику, будь то спорт, или любовь к животным, или ручной труд. Если у классного руководителя появится повод регулярно хвалить трудного ученика за какие-то его действительные достижения – это можно считать началом успеха. 

В последнее время среди детей в классе всё чаще появляются те, кто доставляет много хлопот. Большая часть таких ребят приходит из неблагополучных, опекаемых и неполных семей, бывают в классе второгодники. Иногда встречаются трудные дети из благополучных семей. К таким ребятам тоже необходимо найти свой подход.

Я хочу рассказать о том, как я работаю с детьми и семьями, которые представляют особые трудности. С первых дней пребывания ребёнка в школе можно определить, какие трудности он может доставить. Набирая детей в 1-ый класс, общаюсь с семьёй, беседую с воспитателем, который проводит занятия в детском саду, провожу различные тесты для того, чтобы определить, какой это ребёнок и как с ним работать. Составляю социальный паспорт класса и планирую свою работу.

В настоящее время я работаю в 3-ем классе. Среди 43 обучающихся к «трудным» можно отнести 11 учащихся.

Для решения этой проблемы я использовала следующие формы работы:

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

1

Осуществляла строгий контроль  посещаемости занятий учащимся.

Ежедневно

2

Выясняла причину отсутствия учащегося в школе.

Ежедневно

3

Постоянно отслеживала пробелы в знаниях, умениях и навыках. Определяла системы дополнительных занятий, помощи и консультировании по предметам.

В течение года

4

Постоянно осуществляла контроль за выполнением домашнего задания.

Ежедневно

5

Организовывала циклы бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, профилактика наркомании, курения, алкоголизма) как индивидуально, так и коллективно.

В течение года

6

Проводила индивидуальные консультации с учащимися (анализ собственного поведения, законопослушное поведение).

В течение года

7

Информирование ребенка о его правах и обязанностях.

В течение года

8

Привлечение ребенка к занятиям в кружках.

В течение года

9

Участие ребёнка в классных мероприятиях.

В конце учебного года

Приведу пример проделанной работы с родителями:

Мероприятия

1

Индивидуальная беседа: «Психологические и физиологические особенности   третьеклассников; проблемы характера для данного возраста»; «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков?»

2

Индивидуальная беседа: «Причины детской лжи: рекомендации по поведению в ситуациях, когда ребёнок обманывает.  Меры поощрения ребёнка».

3

Индивидуальная беседа: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Достижения ребёнка».

4

Индивидуальные встречи с родителями.

Очень важно при выполнении работы и контакте как с учеником, так и его родителями проявлять доброту, внимание, заботу, доверие, поощрение, убеждение и личный пример и, конечно, прощение.

В своей работе я очень часто использую притчи. Рассказываю их детям, читаю родителям. И сейчас хочется использовать этот приём:

«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.

– Зачем ты это делаешь? – спросил человек. — Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!

– Может быть, — ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду. – Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».

Я надеюсь, что истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, наперекор, казалось бы, психофизической природе человека, которую, как известно, не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.