Научно-исследовательская деятельность учащихся

Из опыта подготовки к научно-практическим конференциям

Болотчева Е. В., учитель истории и обществознания  ГБОУ школы-интерната № 67

Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыка самостоятельного движения в информационных полях. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, чем и обусловлено введение в образовательный процесс технологий, основывающихся на исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современной школе. Во многих образовательных учреждениях действуют научные общества учащихся, ежегодно проводятся конкурсы исследовательских работ, школьные конференции.

Научно-исследовательская деятельность является средством личностного развития и самореализации ученика, формирования его мировоззрения и коммуникативных способностей через сотрудничество с учителем. Даже средний ученик может стать одарённым, нужно только его «увидеть» и помочь раскрыть себя, что отлично получается в процессе подготовки ребят к научно-практическим конференциям.

Работая с 2018 года учителем истории и обществознания в школе-интернате № 67 Пушкинского района Санкт-Петербурга, могу отметить, что, конечно, научной деятельностью способны заниматься не все ученики, но даже среди непростого контингента наших  обучающихся находятся ребята, способные с интересом, по-настоящему осуществлять данного рода работу.

В 2019 году я, изучив все требования к исследовательской работе, внимательно ознакомившись со структурой написания исследования и опытом коллег, впервые решила попробовать себя в качестве руководителя научно-исследовательской работы и подготовить к участию в конференции пятиклассника по предмету «История». Первый опыт стал удачным: на VII Межрайонном Гуманитарном форуме «Ижорские берега» ученик 5 «Б» класса нашей школы Соколов Арсений с работой на тему «Становление и развитие медицинской культуры в Древней Руси и Московском государстве» занял 2 место, а также достойно представил свою работу на IX Городской научно-практической конференции учащихся «Ломанская линия» на секции  «Общественные науки», где его соперниками стали 14 учащихся 8-11 классов. Итогом участия в конференции стал диплом третьей степени и понимание того, что есть, куда расти. Впечатления остались только положительные. До сих пор помню блеск и заинтересованность в глазах Арсения, защищающего свою работу.

Заинтересовавшись научно-исследовательской деятельностью, я уже не могла остановиться. С каждым годом становится все больше ребят, желающих заниматься исследовательской деятельностью и принимать участие в научно-практических конференциях. За период с 2020 по 2023 год ребята приняли активное участие в районных, межрайонных и городских научно-практических конференциях, в XIX Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия», где становились победителями и занимали призовые места.

В 2020 году учащиеся нашей школы Йулдошева Сабина и Щелокова Лидия приняли участие в VIII гуманитарном форуме «Ижорские берега», посвященном Победе в Великой Отечественной войне. Результатом участия наших учениц, представивших на форуме исследовательскую работу на тему «Проблемы досуга городских жителей советской России в 20-е гг. XX ст.», стали дипломы второй степени.

В том же году Йулдошева Сабина приняла участие в X Городской научно-практической конференции учащихся «Ломанская линия», по итогам которой была награждена дипломом третьей степени.

В связи с ограничениями, вызванными мерами противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), финальные туры форума и конференции проходили в дистанционном формате. Однако дистанционный формат проведения конкурсов нисколько не снизил их уровень, а, наоборот, придал задора и азарта участникам. Убедить жюри не в личной беседе, а через запись, пожалуй, сложнее. Вынужденный формат позволил открыть новые грани способностей наших учащихся.

В прошлом году, будучи уже ученицей 9 класса с опытом проведения научного исследования, Йулдошева Сабина за участие в XXVII межрайонной открытой проектно-исследовательской конференции школьников «Царскосельские старты» и достойную презентацию своей исследовательской работы на тему «Ценностные приоритеты старших школьников» была удостоена диплома 1 степени.

В 2023 году от нашей школы на XXVIII конференцию школьников «Царскосельские старты» свои исследовательские работы, написанные под моим руководством, представили обучающийся 7 класса Новиков Матвей и ученица 9 класса Андриянова Диана. Выступая на секции «Обществознание» в атмосфере упорной и честной борьбы, наши ребята сумели презентовать свои темы за несколько отведённых минут и смело ответили на вопросы из зала.

За достойную защиту исследовательской работы «Роль праздника в жизни человека и общества» Новикову Матвею был присужден диплом II степени, Андрияновой Диане – диплом III степени за защиту исследовательской работы «Реклама уходовой косметики как средство манипуляции».        

Кроме того, 8 апреля 2023 года Новиков Матвей принял участие в районной конференции проектных и исследовательских работ «Первые шаги в науку» и представил свою исследовательскую работу на секции «Обществознание», где его соперниками стали семь обучающихся 5-9 классов из школ, лицеев и гимназий города. Как итог – I место в конкурсе и понимание того, что конкуренция с сильными учениками полезна и дает возможность в полной мере ощутить победу.

Что помогает добиться высоких результатов в учебно-исследовательской деятельности? Сразу хочу сказать, что особой формулы успеха у нас нет. Однако стоит выделить ряд важных моментов, на которые я всегда обращаю внимание. Познакомимся с ними.

  1. Желание и интерес ребёнка. Работаю только с теми учениками, которые хотят заниматься исследовательской деятельностью, трудиться и постигать новое. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а, значит, ученик должен быть заинтересован в результате. В этом случае учителю необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину. Руководителю школьного исследования необходимо помнить, что интерес ученика нужно поддерживать на протяжении всей работы, тему выбирать с учётом возрастных особенностей, перед каждым этапом чётко ставить цель перед ребёнком и постоянно контролировать продвижение вперёд.
  2. Психологическая подготовка. Во-первых, настраиваю ребят на труд и работу. Сразу объясняю, что чужие рефераты не могут быть основой исследовательской работы, а только лишь источником дополнительной информации. Нужно стараться и рассчитывать на свои силы, чтобы исследование стало исследованием истинным, настоящим. С другой стороны, моей задачей как научного руководителя и психолога одновременно является преодоление неуверенности и страха ученика перед будущей работой. Большинство детей являются одаренными в какой-либо области, и даже «середнячки» и «троечники» могут добиться успеха в исследовании заинтересовавшей их темы. Порой очень трудно бывает преодолеть неуверенность, страх, сомнение ребенка в своих силах, что чаще всего касается публичной защиты. Убедить, вселить веру в собственные силы – вот задача учителя на этом этапе.
  3. Выбор темы. Это очень важный момент. В первую очередь ориентирую учеников на актуальность темы и ее научность. Стараюсь избегать тем, которые звучали уже десятки раз. Всегда советую своим ученикам выбирать малоизученную тему. Над такой темой интереснее работать (но при этом и труднее!).
    Отдаю предпочтение темам, связанным с социализацией человека в современном обществе (например, «Роль праздника в жизни человека и общества», «Ценностные приоритеты старших школьников»), с проблемами культуры («Проблемы досуга городских жителей советской России в 20-е гг. XX ст.», «Становление и развитие медицинской культуры в Древней Руси и Московском государстве»), с проблемами финансовой грамотности («Реклама уходовой косметики как средство манипуляции»). Темы обычно предлагаю сама, но ориентируюсь на интересы и возможности детей. В прошлом учебном году мы впервые взяли тему, связанную с героико-патриотическим туризмом и патриотическим воспитанием молодежи. Так, обучающаяся 9 «А» класса нашей школы Андриянова Диана приняла участие в XIX Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия», заняв 3 место в номинации «Моя гостеприимная Россия». Диана представила на конкурс проект «Разработка образовательного путешествия военно-исторической направленности как способ патриотического воспитания школьников», в котором раскрыла возможности использования туризма военно-исторической направленности в патриотическом воспитании подростков на примере разработанного образовательного путешествия «Памятники Великой Отечественной войны в городе Пушкине».
  4. Структура и сроки работы. Даже учащимся старших классов порою трудно составить четкий план, сформулировать цель и задачи работы, не говоря уже о 5-6-классниках. Поэтому на этом этапе обычно работаем совместно с ребятами. Сначала юные исследователи ищут информацию по теме, выбирают главное, приносят мне. Просматриваю наработки, а затем в процессе диалога отделяем «зерна от плевел», набрасываем скелет работы, через наводящие вопросы подвожу ребят к формулировке цели и задач. К 9 классу, как правило, ученики всё вышеперечисленное уже выполняют самостоятельно. Стараюсь приучать ребят к соблюдению сроков выполнения определенного этапа работы, вовремя сдавать материалы на проверку. Это помогает избегать спешки или промедления, которые ухудшают качество работы.
  5. Практическая часть. Большое внимание уделяю работе ребят над практической частью. Ведь исследование – это не реферат. По истории и обществознанию это может быть составление сравнительных таблиц, проведение анкетирования, социологического опроса, беседы с участниками событий, изготовление макетов, костюмов, изучение документов, мемуаров, писем и других исторических и информационных источников. В заключении всегда должны быть выводы: к чему пришли? что удалось доказать?
  6. Интерес руководителя к работе. Ученик должен чувствовать интерес руководителя к своей работе. Руководители, взявшиеся чисто формально за руководство работой ученика, пассивно ожидающие того, что «дети сами принесут», не добиваются результата, чаще всего такая работа не только не доводится до конца, но и «умирает» на начальном этапе.
    Мой интерес к темам, ходу исследования, промежуточным итогам работ учащиеся чувствуют постоянно, и в ответ у них рождается желание не просто написать работу, а стать победителем тех конкурсов, куда работа будет представлена.
  7. Публичная защита. Ответственное отношение руководителя к данному этапу решает многое. Обязательно нужно проверить подготовленную учеником речь, качество сопутствующей презентации, отрепетировать выступление, предусмотреть возможные вопросы. Обратить внимание выступающего на то, что нужно стараться рассказывать, а не читать, вступать в контакт со слушателями. Много раз была свидетелем неудачного выступления детей, которых просто не подготовили к защите их хорошей работы. И всё впечатление было испорчено, а результат не достигнут.

В заключение хочется ещё раз обратить внимание на то, что научно-исследовательская деятельность, участие в научно-практических конференциях развивают и ученика, и учителя. Учитель пополняет свой багаж знаний, обогащает себя новыми идеями, получает новый социальный опыт, учится более тонко понимать своих учеников.

Ученики в процессе научно-исследовательской деятельности раскрывают свой внутренний потенциал, учатся ставить цель и достигать ее, получают возможность повысить самооценку и стать успешными.